Представитель НАТО: «Так вышло, что самый большой враг для Беларуси — это союзник»
В НАТО обсуждали взаимодействие с Беларусью и то, какие реальные угрозы сегодня стоят перед страной.
Фото несет иллюстративный характер
Визит представителей из Беларуси в штаб-квартиру НАТО состоялся 9-10 декабря — вскоре после встречи Александра Лукашенко с Владимиром Путиным, где обсуждалась углубленная интеграция в рамках Союзного государства. Естественно, вопрос независимости и суверенитета Беларуси не мог остаться в стороне во время обсуждения. Представителям НАТО также было важно рассказать о целях и задачах организации.
О своих впечатлениях участники встречи в Брюсселе ранее рассказали в интервью «Салідарнасці». Помимо экспертов, журналистов и представителей гражданского общества, присутствовали также политики — экс-кандидат в президенты Татьяна Короткевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь VI созыва Анна Канопацкая и член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь VII созыва Андрей Русакович.
Итак, о чем же говорили в НАТО?
«Россия обращает внимание на то, что Беларусь активнее стала работать с НАТО»
В последнее время диалог с Беларусью стал более обширным. Как отмечают официальные лица НАТО, это произошло после крымских событий.
— Мы чаще стали обсуждать риски в Европе. К нам приезжают представители из МИДа, из Минобороны. И НАТО всегда открыто к диалогу. Диалог помогает нам лучше понимать наши различия и сходства, — отмечает представитель НАТО. — С Беларусью мы также имеем практическое сотрудничество, например, по оперативной совместимости, чтобы можно было присоединяться к международным миссиям, совместно реагировать на стихийные бедствия. Идет сотрудничество в научной сфере.
Так, например, 16 октября Госкомитет по науке и технологиям и Национальная академия наук Беларуси при содействии белорусского МИДа провели информационный день программы НАТО «Наука ради мира и безопасности». Делегацию НАТО в Минске возглавил помощник Генерального секретаря НАТО по вопросам новых вызовов безопасности Антонио Миссироли. И это самый высокий из посетивших Беларусь за последние 27 лет представитель руководства секретариата Североатлантического альянса.
— Мы также благодарны Беларуси за возможность участвовать в качестве наблюдателей на учениях «Запад-2017». Это была инициатива белорусской стороны, и мы это ценим, — отмечают представители Альянса.
Также известно, что Беларусь готова к совместным учениям с НАТО, идут даже переговоры о возможных форматах.
При этом в НАТО замечают, что Россия ревностно реагирует на оживление диалога с Беларусью.
— Россия обращает внимание на то, что Беларусь стала активнее работать с Альянсом. И это удивительно, поскольку сама Россия ранее имела даже гораздо более тесное взаимодействие с НАТО, — отмечают в Альянсе. — Однако в 2014 году, аннексировав Крым, Россия перешла «красную линию», и мы вынуждены были пересмотреть свою политику в отношении этого государства. Теперь на место сотрудничества пришла политика реагирования и сдерживания. Все страны Альянса воспринимают Россию как агрессора.
«Россия сама делает все возможное, чтобы страны-партнеры обращались к НАТО за поддержкой»
Как неоднократно подчеркивали официальные лица Альянса, НАТО никогда не действует по собственной инициативе, а только реагирует на конкретный запрос от страны-партнера. И то лишь в том случае, когда за это решение проголосовали все 29 стран — членов НАТО.
— Если какая-то страна, опасаясь, например, российской агрессии, просит разместить военную базу НАТО на своей территории, мы рассматриваем этот запрос и коллегиально принимаем решение, — объясняют процедуру представители Альянса. — Страны считают присутствие войск НАТО защитой. И логика тут проста: одно дело, когда от рук агрессора в лесу лягут несколько военнослужащих какой-то страны (тут не факт, что все страны-члены НАТО захотят ввязываться в конфликт) — и совсем другое, если эта агрессия будет направлена уже на представителей войск НАТО (тут мы обязаны позаботиться о безопасности членов НАТО и на защиту станут все 29 стран). Это прекрасно понимает и Россия.
В этой связи представитель НАТО привел в пример Беларусь, которая как раз наоборот всеми силами пытается не позволить России разместить на своей территории военные объекты союзника, считая это для себя угрозой.
— Так уж вышло, что самый большой враг — это союзник, — отмечает представитель НАТО.
В Альянсе считают, что Россия сама подталкивает соседние страны к более тесному сотрудничеству с НАТО.
— До того, как Россия аннексировала Крым, членство Украины в НАТО даже не рассматривалось, — отмечает представитель Альянса. — Знаете сколько украинцев поддерживало вступление в НАТО до тех событий? Всего 13%. А сколько сейчас? Более 50%. И это не ответ на то, что сделал Запад, это ответ на то, что сделала Россия. Именно Россия подталкивает к тому, чтобы страны-партнеры обращались к НАТО за поддержкой. И сегодня поддержка Украины беспрецедентна, каждое заседание мы начинаем с украинского вопроса.
По словам представителя НАТО, действия России в Крыму и участие российских сил на Донбассе привели к тому, что страны НАТО увеличили также финансирование на военные нужды.
— И если раньше это финансирование снижалось, то теперь нет ни одной страны НАТО, которая бы уменьшала расходы. Принято решение к 2024 году выделять 2% ВВП от каждой страны на оборонные нужды, — отмечают в Альянсе. — Сталкиваясь с кризисами в отношениях с Россией, мы ранее постоянно перезагружали наши отношения. Сначала был конфликт вокруг Косово – мы прошли его и наладили взаимоотношения. В 2008 году наступил очередной кризис, связанный с Грузией. Но тогда многие посчитали, что такое поведение России — это скорее исключение.
Все изменилось после 2014 года. Стало понятно, что Россия нарушает нормы и мировой порядок. Больше нет никаких иллюзий. Сейчас в наших отношениях с Россией мы находимся в точке, в которой не находились с конца холодной войны.
«Мы не можем продвигаться в отношениях с Беларусью из-за отсутствия демократических реформ»
В Альянсе уверяют, что сфер для сотрудничества Беларуси и НАТО достаточно. Однако есть и сдерживающие факторы.
— Ваше руководство заявляет, что партнеры в НАТО должны помнить, что Россия по-прежнему остается стратегическим партнером Беларуси. Мы об этом помним. В любом случае мы открываем свои двери всем, кто этого хочет. И я вижу, что у Беларуси с НАТО есть области для сотрудничества, — подчеркивает представитель Альянса. — Однако мы не можем сильно продвинуться из-за отсутствия демократических реформ в Беларуси. Нам не очень понравились прошедшие в Беларуси парламентские выборы. Трудно обсуждать то, что выходит за рамки сотрудничества.
И все же в НАТО надеются на прогресс.
— Мы рассматриваем Беларусь как независимое государство, как часть Европы. Возможно, потребуются десятилетия, чтобы Беларусь вошла в ЕС. Но вы не так далеки от Берлина, — отмечают в Альянсе.
***
Сотрудничество Вооруженных Сил Республики Беларусь с Организацией Североатлантического договора (НАТО) осуществляется в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», к которой наша страна присоединилась в 1995 году. С 1998 года в Брюсселе действует Постоянное представительство Республики Беларусь при НАТО, в состав которого входят два представителя Министерства обороны Республики Беларусь.
Читайте еще
Избранное