Экономика
Надежда Калинина, «Завтра твоей страны»

Правительство на распутье: ждать помощи от Кремля или строить новую экономику

Способен ли кризис евразийского проекта подтолкнуть к экономическим реформам белорусское руководство? Или оно будет по-прежнему уповать на то, что пару-тройку миллиардов на поддержку союзника Москва найдет всегда?

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) стартовал в сложных условиях. Российская экономика вошла в период рецессии, экономическая ситуация в Беларуси, Армении и Казахстане, тесно привязанных к российскому рынку, также резко ухудшилась в связи с обесцениванием российского рубля.

Некоторые аналитики заговорили о фактическом крахе евразийского проекта Путина.

В свежем номере евразийского обозрения Белорусского института стратегических исследований (BISS) эксперт Владимир Артюгин отмечает: «Одно дело — объединение вокруг богатого государства-лидера, другое — интеграция со страной, которая имеет серьезные экономические проблемы и конфликтует с ведущими мировыми экономиками».

Впрочем, выход из ЕАЭС, хотя и возможен по договору, выглядит весьма

проблематичным. Основная проблема, по мнению аналитика, в том, что для смены внешнеполитической и экономической стратегии нужны очень большие ресурсы, а «у альтернативных центров сил в настоящее время отсутствуют достаточные свободные средства для поддержания слабых национальных экономик стран-членов ЕАЭС».

Владимир Артюгин прогнозирует, что «в ближайшие пару лет неопределенности страны — члены ЕАЭС вероятно займут выжидательную позицию, будут учиться работать с Россией в нынешних условиях и одновременно диферсифицировать свои экономики».

Однако диверсификация останется пустым звуком без реформ и повышения конкурентоспособности белорусской продукции.

Ночь простоять да день продержаться

Выгоды, ради которых страны-участницы ЕАЭС стремились создать союз, с кризисом заметно уменьшились. Но они остаются жизненно важными для белорусской экономики и будут таковыми по крайней мере в среднесрочной перспективе, считает аналитик BISSАндрей Елисеев.

Беларусь смогла сохранить энергодотации и экспортные пошлины на нефть. И официальный Минск пока не продемонстрировал желания решать назревшие проблемы.

— Ситуация в регионе осложнилась, но стремления у белорусского руководства изменить стратегически другой курс не видно. Наоборот, власти ожидают, что кризис минёт, а Россия предоставит финансовую поддержку в виде кредита, — поясняет Андрей Елисеев.

Но если продолжать ждать помощи от Кремля, то Беларусь еще больше подсядет на «российскую иглу». Чтобы избежать обострения зависимости, властям надо решаться на реальные экономические реформы.

До сих пор действия белорусского руководства ограничивались решением острых и срочных проблем: удержать валютную корзину, контролировать ценообразование и инфляцию... Параллельно ведется некоторая работа по поиску альтернативных рынков сбыта и возможного получения кредита от Международного валютного фонда.

— Искать новые рынки — это правильное решение. Видно, что желание диверсификации у белорусского руководства есть. Но оно потребует много ресурсов и времени, — считает Владимир Артюгин.

Пока же явных результатов поиска не видно. Выйти на новые рынки мешает невысокое качество белорусских товаров и их низкая конкурентоспособность.

Чтобы получить шанс на помощь от международных финансовых организаций, белорусскому правительству придется стараться больше. Например, МВФ пообещал рассмотреть возможность финансовой помощи только после договора о проведении глубоких реформ в экономике.

Сначала выборы — потом реформы

Региональный финансовый кризис достаточно сильно отразится на Беларуси. Но отказ от сотрудничества с Россией в нынешней ситуации еще больше осложнит ситуацию, считают эксперты. Белорусы вынуждены выбирать лучший из плохих вариантов — продолжить зависимость от экономики соседней страны и ЕАЭС. И только внутренние реформы помогут ослабить ее влияние.

Многие проблемы экономики, по мнению руководителя Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослава Романчука, не зависят от внешних факторов. Несостоятельность макроэкономики стала причиной того, что страна даже не имела возможности противостоять назревающему кризису.

— Если бы модель белорусского бизнеса и экономики в целом была стабильной, внешний стресс в регионе не имел бы для нас таких последствий, — уверен экономист. — Главные претензии надо предъявлять не к Центральному банку России, который провел глубокую девальвацию российского рубля, что негативно отразилось на торговых партнерах. А именно к нашим внутренним институтам, которые должны были адекватно среагировать на внешнюю угрозу.

Так как в текущий момент других источников быстрых денег, кроме России, мы найти не сможем, нужно исправлять пробелы внутри экономической системы путем реформ.

— Нужно менять структуру экономики. Это поможет создать имидж Беларуси. Но вероятны плохие последствия для самой власти, когда этот сценарий будет реализован, потому что власть в нынешнем формате не может строить новую экономику, — полагает Владимир Артюгин.

Правительство станет искать варианты, как решить экономические проблемы, но вряд ли это будут кардинальные изменения. Возможна попытка получить небольшие привлечения от международных структур, таких как Банк развития или Европейский банк, хотя бы для того, чтобы перекрыть уже существующие кредиты.

— Если правительство сможет хотя бы продолжать шаги, которые уже делает, будет хорошо. Но до ноября удержать жесткую экономическую политику вряд ли удастся, иначе к выборам «ляжет» половина реального сектора, — считает эксперт.

Международные организации также предпочтут подождать конкретных шагов в сторону реформ, а значит, и выборов. Тогда станет ясно, кто будет у власти, с кем можно договариваться.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)