«После пятидесяти у мужчин начинается некое новое ощущение времени»

10 сентября в посольстве Литовской Республики состоялась презентация книги «Перловый суп», посвященной Евгению Будинасу. Писатель и создатель знаменитого музея «Дудутки» ушел от нас почти два года назад, но дело его живет.

Евгений Будинас

О Будинасе говорили много и со вкусом. Впрочем, не только говорили. Евгения Доминиковича вспоминали за чаркой самогона из Дудуток, закусывая фирменным литовским десертом – шакотисом.

А «Перловый суп» -- не перлОвый, а пЕрловый – состоит из двух частей. Первая – это жемчужинки от самого Будинаса, которые он писал на протяжении всей жизни. А вторая – это истории от его друзей и коллег.

«Салідарнасць» предлагает вниманию читателей одну из глав книги – «Приобретение времени».

***

Я долго собирался сложить все фотографии в альбом. А лет в тридцать пять подумал, зачем это надо – все равно конец скоро. С той поры так и не могу упорядочить свой архив.

Однажды ко мне пришел мой друг и рассказал, то нашел классный участок для того, чтобы строить дачу. Я на него посмотрел, как на идиота, подумал, что он с ума сошел: зачем человеку в пятьдесят лет дача? Это при моей логике, что в тридцать пять уже не имеет смысла даже фотографии укладывать.

Но интересно другое – через двадцать лет этот же друг пришел ко мне снова и сказал, что он нашел новый дачный участок. Теперь меня это ни сколько не удивило, и я кинулся с ним смотреть этот участок и планировать постройку. Тогда мне уже было пятьдесят пять. Только после пятидесяти у мужчин начинается некое новое ощущение времени.

На мой шестидесятилетний юбилей ко мне прилетела из Америки моя студенческая подруга, мы с ней не виделись лет двадцать. Мы поехали в Дудутки, и у меня сломалась машина. Раньше я бы что сделал? Я бы сразу кинулся ее чинить! А тут я сказал:

– Хрен с ней! Пошли гулять.

Мы бродили, дышали воздухом, болтали, потом перекусили... И как-то автоматически нашелся тракторист, который вытащил машину, нашелся механик, который ее отремонтировал... И получилось, что все решилось, только без потери времени. Потому что вся эта судорожность, лихорадочность жизни никакого смысла не имеет.

Если какой-нибудь идиот несется на машине со скоростью сто шестьдесят километров в час, то через час я его догоню на переезде. Но я при этом еду спокойно, думая о своем, не рискуя жизнью, а он несется. И итог получается одинаковым. Так абсолютно во всем.

Насилие над естественным ритмом придает какое-то ускорение, но оно так незначительно, что почти ничего не обретаешь. Если бы я бросился тогда немедленно чинить машину, она бы раньше, чем уезжать, и не потребовалась бы. И, слава богу, у меня хватило мудрости!

Без насилия все решается само, может быть, не так быстро, но зато с огромной выгодой, а именно с выгодой в времени. Потому что время, которое расходует гонщик со ста шестьюдесятью километрами в час, потеряно. А время, потраченное на поездку, как на прогулку, оглядываясь по сторонам, любуясь окрестностями, приобретено.

Дорога – это не потеря времени при правильном настрое человека.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)