Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Посейдон»//Огонь, вода и газовые баллоны

Любой знаток кино скажет, что пик популярности фильмов-катастроф пришелся на 70-е годы. И не только потому, что времена были нервные, злые – «холодная война» и все такое. Именно тогда голливудские киношники получили в руки технику, позволяющую делать катастрофический антураж весьма реалистичным и зрелищным. Потом мода прошла, тема забылась. Чтобы вернуться уже в конце века двумя знаковыми событиями, двумя глобальными шоу: камероновским «Титаником» и трагедией 9 сентября 2001 года. Западный мир снова стал опасным. А кинокатастрофы снова стали хорошо продаваться.

Это только кажется, что фильм-катастрофа – дело несложное: толпы кричащих статистов и побольше пиротехники. Чтобы удержать зрительское внимание необходимо постоянное обновление пугающих картинок – грамотная развертка панорамы подступающей смертельной опасности. Два часа смотреть на пламя можно только в туристском походе. И еще: необходимы впечатляющие герои – как правило, рядовые обыватели, неожиданно проявляющие чудеса героизма. В общем, очень простые ребята против очень дикой стихии. Новый фильм Вольфганга Петерсена «Посейдон» сделан на первый взгляд именно так.

Петерсен, успевший еще до переезда в Голливуд прославиться сказочной «Бесконечной историей» и драматичной «Подлодкой», затеял предельно вольный римейк старого (и очень успешного) фильма «Приключения «Посейдона». Но позаимствовал оттуда только один (зато какой!) сюжетный ход: огромный пассажирский лайнер переворачивает вверх дном (!) внезапная гигантская волна. Масса людей оказывается пленниками опрокинутого корабля.

Скажем честно: это впечатляет. После мирного начала фильма, представившего нам основных героев – профессионального игрока, экс-мэра Нью-Йорка с дочкой и ее женихом, пуэрториканку-нелегалку, фигурную маму-одиночку с шустрым сынишкой и пожилого архитектора-гея – с экрана в зал буквально обрушиваются шквал воды, падающие стеклянные лифты с пассажирами, взрывы и пламя, выплеснутые в океан вместе с бассейном пловцы, срывающиеся с мест и калечащие людей тяжелые конструкции. 15 минут «Титаника» по полной программе. Вы ждете продолжения рассказа о судьбах сотен уцелевших и запертых в огромном главном зале? Напрасно. Авторы расчищают территорию, отправляя центральных персонажей искать спасения на нижних (то есть уже верхних) уровнях лайнера. А прочим остается ждать смерти, с ужасом наблюдая рост трещин на стекле огромных окон, за которыми – холодная бездна.

Собственно, здесь – где-то на первой трети фильма - и заканчивается то, что может быть интересным. Поскольку все дальнейшее – прямолинейный рассказ о экстремальном туризме повышенной сложности. Испытание за испытанием, проблема за проблемой: запертые двери, оборванные лифты, затопленные коридоры, узкие вентиляционные шахты, горящие печи камбуза. И следующая по пятам вода. Положительных эмоций прибавляют постоянно попадающие в поле зрения мертвые тела сгоревших, обожженных и утонувших.

Группа героев отчаянно движется к спасению, теряя по пути второстепенных персонажей. Впрочем, мы о них (да и о главных) ничего толком так и не узнали. Схематичные папа-мэр в исполнении усталого Курта Рассела, взвинченный архитектор Ричарда Дрейфуса, игрок с золотым сердцем Джош Лукас в нормальном фильме были бы персонажами второго плана. Здесь же им приходится нести основную нагрузку. А материала откровенно мало: картонные персонажи находятся постоянно во взвинченном состоянии, органично переходя от депрессии к истерике и обратно. Монотонности эмоционального напряга соответствует монотонность действия – еще одна дверь, еще один отсек, еще один переход. То огонь, то вода, то искрящие электрические провода. Нырнул, отдышался, нырнул. И приманки для зрителя соответствующие: мальчик бьется в воде за решеткой люка, а мама рыдает по эту сторону, приговаривая: «Вода продолжает прибывать, сынок, но я буду рядом!» Зрителя позвали провести полтора часа в истерике по горло в воде. Знаете, это очень на специального любителя.

Фильм весьма техничен, но с самого начала потерял своих героев. И остались летней минской публике огонь, вода да газовые баллоны как способ найти аварийный выход.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)