Кризис
Борис Желиба, «Народная воля»

Погружаемся на дно. Когда сможем оттолкнуться?

Мировой финансово-экономический кризис докатился и до Беларуси. Задел он нас по многим позициям если не напрямую, то косвенно. Не секрет, серьезно замедлился экспорт в Россию, и, прежде всего по причине падения покупательной способности местных импортеров. Так, восточному соседу за третий квартал было поставлено 6,3 тысячи тракторов. При этом, если в июле и августе — по 2,2 тысячи, то в сентябре — 1,9 тысячи.

Отмечено и сокращение экспорта белорусских товаров народного потребления. В частности, холодильников и телевизоров. Многие экспортные поставки идут с отсрочкой платежа, позволяя уменьшить товарные остатки у производителей, но это не защищает их от "вымывания" оборотных средств.

Тем не менее, сами запасы готовой продукции достигли рекордной величины в 5,2 триллиона рублей на 1 декабря 2008 года. Если бы удалось сократить сегодняшние запасы на 50—70%, то экономика могла бы избавиться от финансового груза и получила бы дополнительно 2,6—3,6 триллиона рублей оборотных средств.

Резко выросли кредиторская и дебиторская задолженности: они составили на 1 октября соответственно 39,7 и 33,5 триллиона рублей, что говорит о падении платежной дисциплины. За три квартала дефицит торгового баланса товарами превысил 4 миллиарда долларов. Физический объем экспорта увеличился всего на 4,9 процента. Но уже за последний квартал года темп внешней торговли снизился на 16 процентов.

Правительство пыталось всеми способами вводить ограничения по импорту. Вплоть до квот и запретов на оплату валютных авансов. Однако все наши ведущие экспортеры являются одновременно и крупными импортерами. Дефицит торгового баланса по статье "машины и оборудование" увеличился на 48 процентов.

Наряду с падением мировых цен белорусские калийщики и нефтяники фиксируют сокращение спроса на свою продукцию. В результате налицо резкое падение валютной выручки страны на фоне растущих проблем привлечения валютных кредитов на внешних финансовых рынках. С августа по октябрь валютная выручка уменьшилась на 25 процентов.

В ноябре на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи спрос на доллары на 567,4 миллиона превысил их предложение. За этот же месяц золотовалютные резервы государства, расходуемые на поддержание курса белорусского рубля и системообразующих банков, снизились на 277 миллионов и составили на 1 декабря всего лишь 3 миллиарда 775 миллионов долларов.

По данным наблюдателей, в стране отмечены вынужденные остановки производств, сокращения рабочего времени и персонала предприятий. Помимо белорусских флагманов это коснулось таких предприятий, как "Автогидроусилитель", "Резинотехника", Гомельский химзавод и других. Российский автопром вынужден идти на сокращение закупок белорусских комплектующих, производимых "Белшиной", БАТЭ, "Гомельстеклом", "Белкардом".

По подсчетам экспертов, за вторую половину 2008-го и первую половину 2009 года Беларуси необходимо погасить краткосрочных долгов в сумме порядка 9 миллиардов долларов. В 2007 году сумма погашений составила порядка 3 миллиарда долларов. Почувствуйте разницу! Если в 2007 году мы привлекали на условиях займов валюты на 8 миллиардов долларов больше, чем тратили, то в нынешнем — почти все привлечения идут на погашение ранее взятых долгов. Это то, что можно называть финансовой пирамидой.

По мнению руководства Нацбанка, падение валютной выручки перекрывается на сегодня первой траншей российского кредита в 1 миллиард долларов. Действительно, в Минске в пунктах обмена валюты наличные доллары, евро и российские рубли пока имеются.

Между тем население, несмотря на мощную пропагандистскую обработку в том духе, что ситуация под контролем, ведет себя адекватно складывающейся обстановке. Его чистый спрос (за вычетом проданной им валюты) на инвалюту в ноябре составил 300 миллионов долларов против 100 миллионов в октябре. До октября население больше продавало валюты, чем покупало.

Рост рублевых депозитов в банках свелся почти к нулю, все в большей мере ощущается отток из банков и валютных вкладов. Так, в ноябре сумма депозитов физических лиц, выраженная в белорусских рублях, увеличилась в целом на 59 миллиардов. Но собственно рублевые снизились с 8,9 до 8,7 триллиона, а в инвалюте возросли с 4,3 до 4,7 триллиона в рублевом эквиваленте. Следовательно, усиливается тревожная тенденция конвертирования населением рублевых вкладов в инвалютные.

В октябре-ноябре отмечено и существенное сокращение средств на банковских счетах субъектов хозяйствования. Подсчитано, что в октябре население и предприятия вывели из банковской системы 0,83 триллиона рублей.

Если первую траншу кредита Россия предоставила без особых условий, то вторая в размере 1 миллиарда долларов, которая должна поступить в первом квартале следующего года, по данным аналитиков, обставляется рядом условий. Какими конкретно — остается гадать. Может быть, вплоть до введения российского рубля?

Реагируя на валютный дефицит, Нацбанк пытается заместить валюту рублями там, где это возможно. Заодно поддержать в рамках рефинансирования прежде всего системообразующие банки. Принято решение об увеличении собственного капитала Белагропромбанка на 1 миллиард долларов.

Ускоренное наращивание Нацбанком рублевой денежной массы, которая достигла на 1 октября 20,5 триллиона и выросла за сопоставимый период на 41,9 процента, с одновременным обвальным падением экспортной валютной выручки создали все условия для существенного снижения долларового курса белорусского рубля, что мы уже наблюдаем. Вероятно, за 2008 год Нацбанк увеличит рублевую массу не менее чем на 50 процентов. Притом что Нацбанк поднял с 17 декабря ставку рефинансирования до 12 процентов при ожидаемой инфляции за год в 15—16 процентов он продолжает проводить отрицательную процентную политику.

Становится все яснее, что российских кредитов для решения проблем, порожденных мировым финансово-экономическим кризисом, может не хватить уже в 2009 году. Ведутся переговоры (второй раунд) с МВФ на предмет выделения Беларуси 2 миллиардов долларов.

Но МВФ тоже не дает кредит за просто так. Анализируя белорусскую кризисную ситуацию, он считает необходимым на фоне резко изменяющегося соотношения между рублевой и валютной денежными массами разово и достаточно глубоко девальвировать к доллару США белорусский рубль. На 10—20 процентов!

Властями же не раз заявлялось, что до Нового года доллар не будет стоить больше 2200 рублей. И это понятно. Прежде всего "полетит" ряд макроэкономических показателей, включая задания правительству по росту среднемесячной зарплаты населения в долларовом эквиваленте.

Наверняка изменится экономическое поведение банковских вкладчиков, особенно населения. Они начнут все более интенсивно конвертировать рублевые вклады в валюту и тем самым совсем усугубят ситуацию. И тогда что? Вводить, как это было в Украине, запрет на досрочное снятие в банках вкладов?

Поэтому Нацбанк девальвирует рубль к доллару "мягко" и рассчитывает так делать и в 2009 году, предусматривая колебания обменного курса в пределах 5—10 процентов. Хорошо, если б это получилось. Девальвация ослабит и банковские рублевые ресурсы, обесценит накопления предприятий.

Вероятно, МВФ предложит и ужать бюджетные расходы. Провести более масштабную приватизацию госпредприятий, чем заодно и пополнить казну. Но что за распродажа в условиях мирового кризиса? Что сегодня выручишь? Раньше надо было думать.

Очевидно, под давлением МВФ правительство вынуждено было принять непопулярные решения: "отвести" назад, почти до прежнего уровня, ставку первого разряда, вернуть к прежнему размеру пенсии военных пенсионеров.

Правительство, чтобы смягчить удары мирового финансово-экономического кризиса, спешно подготовило определенные мероприятия, направленные, как утверждается, на либерализацию белорусской экономики. Среди них возможная отмена предельных индексов увеличения цен для производителей в 2009 году, отмена регистрации (декларирования) цен на новые товары, уведомительный принцип регистрации новых предприятий, возможность распродажи складских запасов по ценам ниже себестоимости, ослабление государственного контроля и ряд других.

Однако, несмотря на падающий спрос на белорусскую продукцию, правительство не отменяет планов по увеличению объемов производства, а лишь корректирует темпы роста в сторону снижения. Необходимо отметить, что эти меры экстренного характера выглядят как спорадическая реакция на явственные угрозы кризиса. Они должны были быть системными, программного характера, а главное, своевременными. А не тогда, когда, как говорится, припекло.

Мировой финансово-экономический кризис показал всю слабость, уязвимость белорусской модели экономики. По оценкам аналитиков, только дотационная поддержка России за счет льготных цен на нефть и газ составляет до 10 миллиардов долларов в год. Отсюда небывало остро встает вопрос: какова будет цена (читай — дотация) на российские энергоносители на следующий год? Ведь кризис снизил мировые цены.

Туманны и перспективы возврата валютной выручки хотя бы к прежним объемам. Валютная составляющая — "ахиллесова пята" открытой белорусской экономики. По сути две товарные позиции — нефтепродукты и калийные удобрения — определяют до половины валютной выручки страны. От совершенно малого числа флагманов-экспортеров, валообразующих предприятий зависит финансовая устойчивость государства.

До последнего времени продолжается ухудшение условий работы для малого бизнеса, который в первую очередь может поглотить покинувших в связи с кризисом производство людей. За 18 лет постсоветского периода не решена главная проблема белорусской экономики — структурная перестройка и обновление технологической базы.

В ближайшее время трудно ожидать увеличения притока иностранных инвестиций, на Западе тоже кризис. С учетом полученных кредитов от России и успешных переговоров с МВФ и прежней динамики наш внешний долг в следующем году может составить более 20 миллиардов долларов.

Большинство белорусов пока финансово-экономический кризис все же не почувствовали. В городских магазинах в основном есть все. Статистика дает все ту же благостную картину двухзначного роста экономики. За январь — сентябрь темпы роста ВВП превышают 10 процентов, объем промышленного производства поднялся за 10 месяцев на 12,8 процента, розничный товарооборот — на 22,9 процента. Правда, темпы роста реальных денежных доходов населения снизились до 11,9 процента, но это не так страшно.

Бюджет, как и ранее, с профицитом. Но не следует обольщаться. Показатели уходящего 2008 года в целом также будут вполне позитивные. По инерции лучших для белорусской экономики времен, которые остались позади.

Кризис зародился в США, затем перекинулся на Европу и, в первую очередь через Россию, вполз к нам. Но США и Европа первыми из него и выйдут.

Конкретно первыми кризис ощущают те наши соотечественники, у кого уже снижаются реальные доходы, зарплаты и пенсии, кто попадает под сокращение. В России этот страшный негатив уже налицо. Как глубоко мировой кризис нас затронет, когда мы почувствуем его дно и начнем выплывать, — точно сегодня не скажет никто. Хочется надеяться, что все обойдется 2009 годом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)