Поэтесса Полозкова: «Мы не понимали, что летим в самолете, который медленно и верно захватывают террористы»

Российская поэтесса Вера Полозкова дала большое интервью Юрию Дудю, где рассказала в том числе о коллективной вине россиян, раскаянии, жизни в эмиграции и зле, которое (не) может быть талантливым. Выбрали самое интересное.

Поэтесса осудила войну России против Украины и уехала из РФ в марте 2022 года. Она признается, что чувствует сумасшедшую боль и стыд за происходящее, нежели вину.

— Я рационально понимаю, что делала все, что могла в этой ситуации. Я говорила, писала, никогда не скрывала своей позиции, не ездила в Крым с 2014 года. Конечно, глобально все мы сделали недостаточно, чтобы этого не произошло.

Мы недооценили уровень угрозы. Не понимали, что летим в самолете, который медленно и верно захватывают террористы, которые дальше будут делать с нашими жизнями и жизнями наших детей что-то непоправимое и необратимое. Нам просто казалось, что они воры, неудачники и мудаки. А они реально маньяки.

В итоге оказались правы люди, которых мы считали почти городскими сумасшедшими. Сейчас смотришь, что говорила Новодворская в 2014-м и думаешь: «Блин, она все знала». Или Немцова, которого смотрели и думали: «Ну, так не будет, ты паникер».

Но мы знаем, как дальше было. Мы очень сильно недооценили то, что происходило.

Полозкова рассуждает, что, возможно, через осознание собственной вины и ответственности, россияне друг друга увидят, услышат и начнут друг другу помогать.

— Если когда-нибудь мы доживем до того, что раскаяние станет национальным и хоть что-нибудь будет признано как огромная государственная ошибка, вина, преступление режима против всех людей: не только украинцев, но и русских, то это будет наш шанс переосмыслить отношение в обществе друг к другу.

Думаю, когда-нибудь мы доберемся до этого раскаяния, но только не скоро, к сожалению. Сначала они все равно будут пытаться затоптать, замолчать и прозрение у всех остальных будет ужасным.

Если говорить об эмиграции, то поэтесса признается: на Кипре ей живется хорошо. По крайне мере, лучше, чем последние годы на родине. И объясняет, почему.

— Там было очень неуютно оставаться, и ты знал: рано или поздно придется уезжать, просто не знал, в какой момент, какой у тебя будет личный красный флажок.

Если не брать в расчет чудовищный контекст и новости, в которых все время похороны младенцев, то у меня происходит эйфорический момент освобождения. Это как развестись с человеком, которого ты ненавидишь. Это очень похоже на то, как люди выходят из давно прогнивших, абьюзивных отношений.

Российская пропаганда и те, кто выступает за войну России против Украины, часто аргументируют свой выбор тем, что Украина якобы обстреливала Донбасс. Отсюда знаменитый вопрос российской пропаганды: где вы были восемь лет? Полозкова рассказывает, что аллеи ангелов в Донецке не было бы, если бы туда не вторглись со стороны России.

— С полусумасшедшими людьми, с бандитами и не начали отжимать бизнес, кошмарить людей. Это процветающий город, в котором только играла Рианна и Бейонсе, проходил чемпионат Европы по футболу.

Классный, студенческий город, в который просто пришли люди, которые начали все забирать и делать вид, что они имеют на это право. Если вы нападаете, то что, люди должны это терпеть и ничем не отвечать?

Зашла речь у Юрия Дудя и Веры Полозковой и о поэте, с которым они вместе учились на факультете журналистики. Теперь, по их словам, он пишет стихи, где восхваляет российскую военную символику. Журналист задается вопросом, может ли быть «зло» талантливым.

— Зло вообще бесплодная вещь. Оно не может красиво сделать, поэтому оно и зло, — отвечает Полозкова. — Оно может посотрудничать, нанять себе каких-то небездарных ребят. Но само по себе оно эстетически провальное, потому что все, что несет смерть, пропагандирует ее, говорит, что возмездие — единственная наша цель или говорит, что их цель — флаг над Одессой…

Их просто не посещает то, что должно посещать людей, которые пытаются создать что-то по-настоящему классное, остроумное, актуальное и своевременное. Это, может быть, не в прямую распил бюджета, но паразитирование на какой-то энергии.

Не надо далеко ходить, можно взять режиссера Никиту Михалкова — это был очень талантливый человек. Как только люди идут работать на сами знаете кого, это что, можно читать или смотреть? Можно разве кого-то убедить в том, что когда-то эти люди были талантливы?

Если работаешь на Путина, то теряешь искру. Ты совершаешь обмен, это проданный смех. Больше ты не можешь быть самостоятельным в своих творческих решениях, — заключает поэтесса.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.3(38)