Почему ушел из жизни белорусский боксер Виталий Шкраба

Мертвого Виталия Шкрабу с ножом в груди в комнате на диване обнаружила мама. За день до смерти пришли из милиции: "Шкраба, либо в больницу, либо на химию".

Известие о гибели боксера потрясло страну в конце прошлой недели. Возле траурного портрета Виталия нет традиционной рюмки. Не было водки ни в жизни боксера, ни на поминальном столе. Никто не мог вообразить, как успешный боец, чемпион страны по боксу мог лишить себя жизни. Тем более что Виталий был человеком сильной воли. Ведь в ринг он вышел в 29 лет, возраст этот для профессионального спорта многие считают пенсионным. Но Шкраба так не думал.

Он успел выиграть титулы чемпиона Беларуси, СНГ, побоксировал со звездами мирового бокса, например с Николаем Валуевым. Своей карьерой Виталий разрушал предрассудки и показывал пример настоящей мужской отваги.

Боксировал с тяжелой травмой позвоночника

Последний бой Виталий провел в июле прошлого года в Гамбурге с восходящей звездой мирового бокса белорусом Александром Устиновым. Тогда Устинов должен был драться с кубинцем Карионом. Но тот, увидев послужной список белоруса (все до единого боя наш богатырь заканчивал жесткими нокаутами), сбежал прямо с пресс-конференции. Неожиданно в Гамбурге оказался Шкраба. Вероятнее всего, его держали как замену. И Виталий, абсолютно не подготовленный к бою, согласился боксировать. Это было откровенной подставой. Устинов исполнил очередной нокаут.

- Страха в глазах Шкрабы я не видел, - вспоминает Александр Устинов события годичной давности. - Нокаут случился быстро, но Шкраба не упал, перенес его на ногах. После боя он был очень раздосадован, нервничал и даже матерился в мой адрес. Больше мы никогда не встречались.

- Да не нужно было Шкрабе проводить тот бой, это была ошибка, - раздосадовано говорит Эдуард Дубовский, председатель Белорусской ассоциации профессионального бокса. - Но Шкраба был уж слишком честолюбивый и гордый спортсмен. Смелость его порой переходила границы. Хоть парень был умный, любил играть в шахматы. Однажды я посадил его играть против компьютера. И диву дался, когда Шкраба свел партию вничью. Во второй раз после двух часов игры из-за случайного нажатия клавиши сбились все настройки. Шкраба восстановил расположение фигур по памяти. А недавно стало известно, что Виталий выходил на ринг, несмотря на тяжелую травму позвоночника.

- Жаловаться боксер не любил, но по секрету признался мне, что травма эта у него проявилась с самого начала карьеры, - сетует Дубовский. - Даже перед смертью Шкраба занимал в национальном рейтинге супертяжей третье место - после Ляховича и Устинова. Переживаю его смерть, ведь к некоторым боям я Виталия готовил лично.

"Он не мог терпеть унижения, вот и получил судимость"

- ЧП случилось в четверг, 17 июля, - читает сводку майор ОВД Солигорского райиспокома Олег САВИЦКИЙ. - В милицию об этом сообщили в 13.55. Предварительная версия смерти - самоубийство. Районная прокуратура, как и полагается, проводит проверку.

В Солигорск мы приехали в субботу, буквально через час после похорон боксера. В квартире Виталия тишина. Накрыт поминальный стол, горит свечка, в углу - маленький портрет чемпиона в траурной рамке.

Близкие родственники, кажется, еще не осознали случившееся. После паузы аккуратно спрашиваю: "Что же произошло?"

- У сыночка так болела спина, что он сказал за день до смерти: "Так невозможно", - рассказывая, мама Виталия Лариса Владимировна срывается на плач. - А за день до смерти пришли из милиции: "Шкраба, либо в больницу, либо на химию". На следующее утро идти в поликлинику лечить спину он отказался. И вдруг закрылся в комнате. Я час стояла, уговаривала: "Сынок, открой". А он: "Мама, я тут полежу. Иди сделай чаю". А потом затих. Я давай ковырять и ломать дверь, прибежала невестка (жена второго сына). Открываем, а Виталик лежит на спине, все в крови, с воткнутым ножом, неживой…

- Почему приходили из милиции?

- Год назад Виталик вез подругу под Минск, в Боровляны, в онкологическую клинику, - дрожащим голосом продолжает Лариса Владимировна. - Совсем немного недоехали, и его подрезал какой-то таксист. Виталик не любил наглости, был справедливый. Это его и погубило. Сын рассказывал, что выскочил из машины и за то, что таксист зарывался, ударил его ладонью по щеке. Таксист вызвал по рации своих друзей, приехала милиция. Виталик рассказывал, что если бы по-настоящему ударил таксиста, то никому пожаловаться тот бы уже не смог.

Но дело возбудили, суд дал Шкрабе четыре года химии. Еще до этого в Минске был случай - боксера оскорбил какой-то милиционер, и Виталий "штурханул" его. Тогда дали условный срок.

- Все это навалилось в одночасье, сынок очень переживал. Ведь до этого проблем с милицией у него не было, - говорит мама.

"Был одержим боксом"

Мама, видимо, чтобы не лишиться от горя рассудка, все время говорит о достижениях сына. Достала из шкафа пожелтевшую стопку газет со статьями о нем.

- Виталик закончил училище на сварщика, а после армии начал заниматься спортом - легкой, тяжелой атлетикой, плаванием и, наконец, боксом. Ему говорили: "Что ты делаешь, ты же дед, тебе почти тридцать, зачем сунешься на ринг?" А он стоял на своем: "Я смогу". И смог, стал чемпионом страны. Выиграл пояс чемпиона СНГ. Предложили подраться с Валуевым. Мы говорили: "Виталик, он же громила, один раз ударит и может размазать". А он опустил голову и твердо сказал: "Надо!" В Минске дрались четыре раунда, Валуев сына так и не свалил. Бой остановили из-за гематомы… Виталик боксировал в Англии, Германии, Японии. И никогда не боялся, вел себя как настоящий мужчина. Он был одержим боксом. Не мог без этого жить даже с травмированной спиной. Занимался у себя в комнате с гантелями. Подтягивался на турнике… Всю жизнь он провел в борьбе, спорт заменял ему все. Денег Виталий не заработал, наверное, его все время обманывали. Сынок так и не женился, хоть женщина у него была, он ее уважал, жалел…

Я зашел в ту самую комнату, где прошли последние часы жизни Виталия Шкрабы. Старый зеленый протертый диван с деревянными спинками, такие же кресла, маленький телевизор, в углу несколько гантель, тренировочная сумка, перекладина и синие бумажные обои на стенах. Края дверей раскрошены, видно, что их ломали…

Возле траурного портрета Виталия его чемпионский пояс. Награды в последний момент решили не класть в гроб.

У поминального стола собралась близкая родня боксера. Никто не поднял рюмку с водкой.

- И Виталик был таким, не курил, не пил, - объясняла мама на прощанье. - Был очень хороший сынок. Но загубили его. Теперь главное, чтобы осталась память.

Виталия похоронили в пригороде Солигорска. Могила на самом краю кладбища, такая же, как сотни других.

- Гроб домой не заносили, из морга сразу же повезли на кладбище, - говорит Анатолий Евстрачик, знакомый Шкрабы, брат его первого тренера. - Предполагаю, что и к смерти он относился по-философски. Четыре года назад, накануне Олимпиады в Афинах, из жизни ушел его первый тренер Геннадий Евстрачик. Затянул на шее петлю. Видите, какое совпадение, Виталий тоже ушел перед олимпийскими играми. Смерть наставника тогда стала для Шкрабы потрясением. Они дружили, тренер называл ученика малышом. После смерти Евстрачика Виталий в основном тренировался самостоятельно.

2 июня Виталию исполнилось 38 лет.

ВЗГЛЯД С ШЕСТОГО ЭТАЖА

Боксера не должны превращать в боксерскую грушу

Даже талантливых спортсменов часто используют как инструмент. Виталий Шкраба не стал исключением. О его здоровье и внутреннем состоянии, похоже, никто не заботился. А когда спортивная карьера завершилась, боец не смог найти себя в обычной жизни.

Виталий Шкраба мог быть примером мужества для тысяч белорусских мужчин. Но, к сожалению, в нашем обществе выдающихся людей не всегда понимают.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)