Комментарии
Кирилл Иванов

Почему у предприятий-зомби нет будущего

Есть верная примета — если за дело берется лично глава государства...

ОАО «Могилевский завод «Строммашина» имеет перспективы для развития, заявил журналистам председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда после посещения предприятия. Ровно год назад во время рабочей поездки на завод по просьбе трудового коллектива, предприятие произвело на чиновника отрицательное впечатление — производство, по сути, стояло, сообщает БЕЛТА.

Председатель ФПБ рассказал, что большинство причин, приведших к такой ситуации, носят субъективный характер: был принят ряд неправильных управленческих решений, которые привели к большой закредитованности, вымыванию оборотных средств, потере заказчиков и рынков сбыта.

Орда рассказал, что для оперативного вмешательства в ситуацию он обратился за помощью к Лукашенко.

Глава государства принял все необходимые решения в поддержку трудового коллектива:

— И мы сегодня видим результат: работают цеха, выпускается продукция, предприятие рассчитывается с долгами. Появились хорошие перспективы для развития.

По мнению Орды, на могилевском заводе «пока еще не все идеально», но самое главное, что предприятие начало работать, набирать заказы, а «у работающих здесь людей появился оптимизм и уверенность в будущем».

Хотелось бы разделить оптимизм чиновника и порадоваться за светлое будущее предприятия и его работников, но реальность не позволяет.

И дело не в том, что «Строммашина» на данный момент является банкротом, имеющим задолженности по зарплате и распродающим свое имущество.

Причина пессимизма кроется в участии главного спасителя предприятия. А если быть точнее, то в опыте предыдущих спасательных акций. Есть такая примета — если за дело берется лично глава государства, то... А здесь обратимся к конкретным примерам.

Как спасали «Камволь»

О том, как глава государства лично спасал ОАО «Камволь», мы писали неоднократно. В предприятие, работающее преимущественно на собственный склад, бюджетные деньги вкладываются не первый год.

Когда стало очевидно, что склад продолжает расти, ответственным за работу убыточного предприятия назначили вице-премьера Владимира Семашко. Но участие топ-чиновника предсказуемо помогло «Камволю», как мертвому припарки. И дело не в Семашко, ведь личная опека чиновниками такого уровня предприятий-банкротов — это нонсенс.

Неудача не остановила власти: в полуживое предприятие продолжали закачивать деньги, а после и вовсе решили объединить его с коллегой по экономическому несчастью — ОАО «Сукно».

Но и это не принесло успеха. Продукция предприятия не пользуется спросом даже на внутреннем рынке, где у властей есть административные рычаги для добровольно-принудительного сбыта.

Ни разговоры о модернизации предприятия, ни очередные денежные вливания ситуацию не исправили. В декабре 2015 года Лукашенко неожиданно отказался от запланированного визита на «Камволь», обвинив министров в очковтирательстве.

Как без помощи государства добиться успеха

Год назад сайт «Завтра твоей страны» опубликовал Топ-9 успешных деревообрабатывающих предприятий-частников, которые без покровительства вице-премьеров добились успеха и вышли на внешние рынки сбыта.

Их пример резко контрастирует с тем, что происходит с девятью госпредприятиями, работающими в сфере деревообработки. Модернизацию этих предприятий лично курирует Лукашенко. В 2007 году они получили кредиты на сумму более 1 млрд евро, в прошлом году указом главы государства сроки погашения заимствований были снова продлены, на этот раз до 2029-2030 годов.

Один только пример. С 2008 по 2013 год «Ивацевичдрев» получил 34 кредита на суммы, свыше 111,5 млн евро, 147,5 млн российских рублей, 171 тысяч долларов США. И даже после такого количества инвестиций в модернизацию предприятие остается неконкурентоспособным.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)