Комментарии
Виктор МАРТИНОВИЧ, «Белгазета»

Почему Белл остался не у дел

17 августа cтрана узнала о том, что контракт английского пиарщика лорда Тимоти Белла с белорусским правительством закончился. Он был рассчитан на год, и его не продлили. Будет ли подписан новый контракт — неизвестно. Узнали мы об этом странным образом — от самого Белла, озвучившего эту информацию в интервью EUobserver. Казалось бы, Белл, как и любой пиарщик, должен стремиться оставаться в тени, но он зачем-то создал такой сомнительный информационный повод. Впрочем, если это стремление выйти из игры — оно может быть понятным: белорусский опыт Белла рискует стать единственным провалом в его блестящей карьере.

Есть две возможные схемы появления интервью в EUobserver, с которого началась истерия вокруг закончившегося белорусского контракта Bell Pottinger. Первая — представители Bell Pottinger сами инициировали это интервью. Обратим внимание на то, что год назад именно EUоbserver первым сообщил о начале работы английских пиарщиков с Беларусью, что позволяет предположить наличие каналов двусторонней коммуникации, по которым в EUоbserver каким-то образом пришла эта новость. Возможные мотивы «слива» — обеспокоенность перспективами продления контракта и желание обратить на это внимание белорусской стороны.

Вторая схема — EUоbserver сам связался с лордом Тимоти Беллом, чтобы узнать у него мнение о результатах года работы с Беларусью. Информационный повод для такого интервью весьма прозрачен: 12 месяцев прошло, и вроде ничего не изменилось. И вот в ходе своих лаконичных ответов на вопросы издания г-н Белл проговорился, что за имидж Беларуси уже вроде как не отвечает. Но «случайная оговорка» пиарщика, тем более привлекшая к этой «теневой» по своей сути фигуре столько внимания, — вещь маловероятная. Если «оговорка» была сделана специально, опять-таки с какими-то долгоиграющими пиар-целями, то понять их довольно сложно. Потому, что под предлогом новости о прекращении сотрудничества Белла с Беларусью множество изданий, причем не только белорусских, но и очень крупных российских, читаемых потенциальными западными инвесторами в представительствах в Москве, облили Беларусь грязью.

И нельзя сказать, что такой эффект был непредсказуем. Когда после годового контракта со страной человек, призванный ее пиарить в мире, заявляет о прекращении контракта, причем ни одна из им же самим поставленных целей не выполнена, возникают вопросы. Неужели страна такая сложная? Неужели случай такой запущенный?

При этом, если бы мы имели дело с инвестором или даже некоей международной институцией, здесь в гаданиях о версиях интервью для EUоbserver нам пришлось бы остановиться. Но нельзя забывать, что Белл — пиарщик и немножечко политконсультант. А пиарщики — народ, специализирующийся на преобразовании или, как они любят говорить, «репозиционировании» реальности. Трюк с запущенной Беллом информацией о прекращении контракта мог быть направлен на его уход в тень, на минимизацию призрака его фигуры в белорусской публичной сфере. Потому как выражение «рука Белла» в последние месяцы стало едва ли не более распространенным, чем «рука Москвы». И, если бы в массовом сознании на состязании по армрестлингу сошлись две эти невидимые «руки», еще неизвестно, чья бы победила, настолько сильно в последнее время раздута фигура английского лорда.

Если в подъезде через полгода появилась уборщица и подмела ступени — это, конечно, лорд Белл. Если лето было не очень жарким — это опять же лорд Белл: температурный пиар с целью увеличения туристической привлекательности Беларуси. Если по БТ показали «Гарри Поттера» — это опять лорд Белл: увеличивает эффективность пропаганды привлечением новых зрительских масс. Очевидно, что в таких условиях ни одна пиар-кампания не будет действенной: нет эффекта, который в пиаре называется «волшебной пулей» — когда тот или иной месседж проходит через все слои критической рефлексии реципиента и попадает сразу в область некритического восприятия сознания. Массовую рефлексию по принципу «Bell is everywhere» («Белл везде») нужно было остановить. И остановили. И теперь начнут работать по-настоящему. Благо возможное подписание нового контракта Белл маскирует фразой о конфиденциальности условий, на которых это произойдет либо не произойдет.

Впрочем, все-таки существует способ определить всамделишность этого выхода Белла из игры. Одним из направлений его деятельности являлось (является?) обеспечение пресс-туров и индивидуальных заездов западных журналистов для написания статей о Беларуси. Первое, что делают эти журналисты, приезжая в Минск, — пьют кофе со своими белорусскими коллегами и, конечно же, сразу же признаются: мол, приехали по приглашению Bell Pottinger (нет способа запугать или связать контрактными обязательствами этих «писак» Запада! Там другое мировоззрение, что в данном случае очень удобно). И вот, если во время очередного пресс-тура снова возникнет название Bell Pottinger, станет понятно, что трюк с «непродлением контракта» был маневром по отсеканию «руки Белла» из белорусского мозга. Ведь пиарщики — как вампиры, они не могут ничего с тобой сделать, пока ты их сам не пригласишь в дом собственного мозга. Их сила — в их невидимости. Оказавшись в тени, Белл начнет наконец работать по-настоящему.

Впрочем, высказанная нами «конспирологическая» версия «ухода» Белла явно диссонирует с плодами трудов его в Беларуси. Задачи, во имя решения которых ему было заплачено, все же нужно выполнять независимо от того, видят тебя или нет. В августе прошлого года он признавался, что должен обеспечить приток инвестиций в Беларусь и пиар-поддержку осенних выборов в парламент. Предполагалось, что благодаря Беллу выборы признает Запад. Не признал! Потом все ожидали, что — опять-таки благодаря Беллу — вернут ПП НС место спецприглашенного в ПАСЕ. Не вернули! И потребовали прежде отменить смертную казнь, что белорусскому режиму физиогномически противно. И если ПП НС в ПАСЕ все же пустят в сентябре, то пустят уже не благодаря Беллу, а благодаря персональной игре белорусского президента, который «продаст» Европе очередное осложнение отношений с Россией, которое наступит аккурат под эту сессию после краткосрочного потепления, которое начнется на следующей неделе. А впрочем, думать так можно всего лишь потому, что так думать вынуждает Белл, «рука» которого застряла в голове большинства экспертов. Потому что давление на Европу Россией и на Россию Европой — это тоже пиар. Уже можно начинать сомневаться в том, что в этом мире не пиар. Viva лорд Белл!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)