Общество
Змитер Понемонов, «Еврорадио»

Первым донором сердца в Беларуси стал алкоголик?

11 февраля в 4-й минской городской клинической больнице имени Савченко успешно прошла первая в стране операция по пересадке донорского сердца. По официальной версии, донором стал человек, который попал в серьёзную автомобильную аварию, и которого уже не было никаких шансов спасти. Эту же версию подтвердил и заведующий отделением кардиологии этой больницы Юрий Островский.

Юрий Островский: “По-моему, автомобильная катастрофа была”.

В соответствии с законом о трансплантации человеческих органов и тканей, в нашей стране действует презумпция согласия на трансплантацию. Это означает, что если вы заранее не написали заявление о несогласии на использование частей вашего тела для донорских операций либо если ваши родственники не высказываются категорически против этого, то медики с чистой совестью заберут ваши органы на нужды медицины.

По словам экс-депутата Палаты представителей Владимира Исаева, сведения о человеке, который отказался давать согласие на донорство, заносятся в специальную базу:

Владимир Исаев: “Перед тем как будет сделан забор, человек будет протестирован на наличие в этой базе, где записано, что человек против. В Беларуси же, если человек не напишет заявление, он потенциально согласен на трансплантацию”.

Судя по тому, что операция по трансплантации сердца произошла, заявления о несогласии в кармане человека, что “попал в аварию”, не было. Косвенно это подтвердил и Юрий Островский.

Юрий Островский: “Действует закон на основе презумпции согласия. Если он не высказал ничего против, что он отдаст свои органы...”

Но как стало известно Еврорадио, человек, сердце которого использовали для трансплантации, ни в какую аварию не попадал. Его вообще с трудом можно отнести к “социально-положительной” категории населения — на операционный стол попал один из минских алкоголиков.

Об этом сообщил один из сотрудников больницы имени Савченко, который настойчиво просил не называть его имени.

Сотрудник: “Никакой аварии. Это был простой алкоголик из Минска. Это был достаточно молодой человек с достаточно сохранившимся сердцем, хотя и немного уже попорченным. У него была закрытая черепно-мозговая травма и смерть головного мозга”.

В этом случае, говорит медик, никто даже не распорядился о том, чтобы сообщить родственникам о смерти пациента и желании использовать его сердце для трансплантации.

Сотрудник: “У нас есть законы, тот же закон “О трансплантации органов и тканей”, который все эти дела регулирует. Есть постановление Министерства здравоохранения №228 от 6 января этого года — о констатации биологической смерти на основании смерти головного мозга. В основном, в донорстве пользуются этим постановлением”.

Согласно мировой статистике, 25 процентов донорских сердец после пересадок просто “не включаются”. Несмотря на это, успех первой операции вдохновил медиков на обещание того, что они будут проводить до 20 таких операций в год. Весь вопрос, говорит собеседник Еврорадио, в наличии доноров.

Сотрудник: “В планы входит около 20 пересадок делать. Финансы и средства на это выделили, лаборатории под диагностику — всё это есть. Вопрос в донорах. Если будут, то будут пересаживать, если нет — соответственно, нет”.

То же сказал и заведующий отделения кардиологии Юрий Островский.

Юрий Островский: “Сколько будет подходящих доноров, столько будет и операций”.

Чтобы случайно не стать донором, каждый, кто этого не хочет, должен не только написать заявление “о несогласии”, но и постоянно иметь его с собой. На всякий случай. Интересно, что в Европе наоборот — человеку надо носить “согласие” на донорство. Иначе трансплантация запрещена.

Но есть и другой аспект: как узнать правду о том, чьё на самом деле сердце или почки вам пересадили? Ведь, например, имя того, кто “попал в аварию” и помог белорусской медицине совершить прорыв в этой сфере, собеседник Еврорадио посоветовал даже не пытаться разузнать.

Сотрудник: “Информации насчёт того, что это за донор, кто он, никто вам, конечно, не даст”.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)