Пенсионерка, которая написала донос на Сашу Скочиленко: «Я горжусь тем, что я сделала»

Девушку, которая заменила ценники в магазине на стикеры с антивоенным текстом, получила семь лет колонии. Вот что думает по поводу приговора ее доносчица.

Дело Саши Скочиленко началось с того, что покупательница магазина «Перекресток» увидела ценник с текстом: «Российская армия разбомбила художественную школу в Мариуполе. Около 400 человек прятались в ней от обстрелов» и вызвала в магазин полицию.

После этого следственный комитет возбудил уголовное дело о «фейках» об армии и разыскал Сашу. Прокурор запросил для Скочиленко восемь лет колонии. Сегодня суд приговорил ее к семи годам колонии.

Скочиленко признали виновной в распространении фейков о российской армии. Саша Скочиленко находится в СИЗО с апреля прошлого года. У нее диагностированы несколько заболеваний: в том числе порок сердца, киста в правом яичнике и целиакия (непереносимость глютена).

Накануне вынесения приговора российское издание Бумага поговорила с 76-летней женщиной, которая обнаружила ценник и написала заявление в полицию.

— Вы следите за уголовным делом Саши Скочиленко, которое возбудили после вашего заявления о ценнике в «Перекрестке?

— Оплевали меня не знаю как! Я — «доносчик»! Я горжусь тем, что я сделала. Значит, преступление видеть и пройти мимо — это не позор?

— Сейчас Саше Скочиленко будут выносить приговор. Ей запросили восемь лет колонии.

— Я, что ли, ее посылала раскладывать эти ценники? Что вы хотите, чтобы я сказала, что она хорошая девочка? Ее надо простить?

— Просто я хочу узнать, изменилось ли ваше отношение к этому «преступлению», когда вы увидели, кого именно посадили в результате?

— А какая мне разница, кто дурак? Я вообще-то не считаю ее преступницей. Вернее, не считала, пока не началась вся эта дальше катавасия.

— Вы имеете в виду какая катавасия?

— Началось, что в интернете черте-что там расписали, потом вся эта кодла вокруг нее ходит в суде. Как я к этому отношусь? Я очень возмущена тем, что оплевывают людей, которые защищают Россию. И делают это люди, которые живут в России, пусть даже они не считают себя русскими.

Не нравится тебе Россия? Вали за границу! Мы не держим. Меньше народу, больше кислороду. Дышите там, вас там будут лучше кормить. Езжайте. Но оплевывать людей, которые Россию защищают, это подлость! Если вы разделяете их позицию, значит, вы тоже подлый человек.

Насчет Саши Скочиленко — какая мне разница? Я с ней не знакома. Но когда я почитала ее страничку, у меня сын посмотрел, говорит: ой, всё — если хочешь, посмотри, но меня уже тошнит. У меня такое отношение к этому... А сколько было жертв за восемь лет в Донецке? Почему ее это не возмущало?.. А сочувствовать я ей не сочувствую. Тем более после того, какая тут кампания развернулась и какая у нее ходит кодла вокруг. Ой-ой-ой! Это публика такая. Только жаль, что воспитали такую молодежь, что они уже все нерусские по убеждениям. Да они и по национальности уже все нерусские...

А что этой Украины вообще не было и что территории этой Украины на три четверти российские, это Новороссия, не Украина никакая, — она об этом не думала, эта Саша?

— Но она так не считает, я думаю.

— Вот и я про то...

— А насколько давно вы думаете, что Украины как отдельной страны вообще не было? И что вот эту войну тоже начала Украина?

— Я вообще-то хорошо знаю историю. Я в свое время хотела на исторический поступать и вообще я помешана на декабристах. И историю я знаю. И что Крым российский. Мы его не присоединяли, Крым мы вернули. Единственное хорошее, что сделал Путин.

— А за кого вы голосовали на президентских выборах?

— Я не хожу на выборы, это балаган.

(Интервью дано в сокращении.)

«Нас ждет повторение практик «большого террора»

Политолог Владимир Пастухов, комментируя приговор Саши Скочиленко, отдельно остановился на портрете нынешних доносчиков в России.

—Жизнь теперь — от приговора до приговора, — пишет Владимир Пастухов. — Приговор Саше Скочиленко мог бы быть вполне рутинным, а стал знаковым, благодаря очень фактурным, выпуклым образом добра и зла. Сашина улыбка, такая же и даже более непонятая, чем у Моны Лизы, учитывая обстоятельства, освещала собой этот процесс изнутри каким-то странным светом, смысл которого нам еще предстоит понять.

Впрочем, как написал поэт, достаточно о героях, «им довольно воздали дани, теперь поговорим о дряни». Я давно хотел написать о доносчиках, и это дело – прекрасный повод. 

Есть три группы доносителей в зависимости от личной мотивации: профессионалы-оптовики, мелкие розничые выгодоприобретатели и массовый альтруист-потребитель. 

Профессионалы сориентированы на политические цели и связанную с государством тем или иным образом карьеру. Это люди типа Бородина или Мизулиной. Непосредственной личной выгоды от каждого конкретного акта доносительства они не получают, но зато имеют оптовую политическую скидку от государства на все сразу.

Очень часто они фактически выступают представителями этого самого государства на аутсорсинге, и их вознаграждение является своего рода оплатой по контрактным обязательствам. Для большинства – это способ сделать карьеру. 

Любители ориентированы, напротив, на розницу. Для них весь смысл как раз сосредоточен в конкретном акте доносительства. Таким образом они получают свою маленькую прибыль. Она может быть получена как в позитивной, так и в негативной форме.

В позитивной форме донос приносит его автору какие-то мелкие радости – расположение начальства, встречные бартерные услуги со стороны правоохранительных органов, иногда небольшую денежку. В негативной форме он является способом расправы с конкурентами и просто с теми, кто несимпатичен. Негативная форма сегодня, после начала войны, становится преобладающей.

Конторы захлебываются от лжедоносов на якобы критиковавших СВО соперников и соперниц на любовном фронте, более удачливых сослуживцев и просто состоятельных соседей. Здесь нас ждет повторение практик «большого террора», который подпитывался этой энергией стяжательства.

Но самая многочисленная группа – это доносчики-альтруисты, которые не получают никакой выгоды от своих доносов. Это как раз случай Скочиленко. Вот эти доносчики как раз и являются по своей природе запуганными и поэтому крайне агрессивными конформистами. Их цель одна – слиться с трендом, стать частью массы и раствориться в ней.

Им кажется, что, занимаясь доносительством, они быстрее всего могут достичь желаемого результата. Таким образом они просто сигнализируют: «я в доску свой – не трогайте меня». К своим жертвам они на самом деле не испытывают никаких чувств. Они им безразличны, задача состоит в том, чтобы спасти себя от реальных или мнимых угроз. 

Проблема в будущем будет только с третьей группой. Профи переобуются на ходу и возглавят комиссии по люстрации. Любители прогорят на падении рынка. А вот альтруисты-конформисты будут еще метаться в поисках новой безопасной стратегии выживания, отравляя жизнь общества.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.1(32)