Пастухов: На Западе по украинскому вопросу «коллективный Черчилль» борется с «коллективным Чемберленом»

Политолог Владимир Пастухов считает, что тема возможности или невозможности компромисса с Путиным на ближайшие несколько месяцев станет главной политической линией фронта.

– Способность Украины оказывать сопротивление российской агрессии в значительной степени зависит от масштабов военной и финансовой помощи Запада, как в прямой (поставки и кредиты), так и в косвенной (первичные и вторичные санкции) форме, – пишет Пастухов.

– Вопрос о предоставлении такой помощи является предметом внутриполитической дискуссии на Западе, которая становится все более острой с каждым месяцем войны. В целом можно сказать, что на Западе «коллективный Черчилль» борется сегодня с «коллективным Чемберленом». Пока соотношение сил приблизительно 70 на 30 в пользу первого, но силы сторон потихоньку выравниваются.

– Сто лет назад в аналогичной дискуссии победил «коллективный Черчилль», из чего многие делают вывод, что и на этот раз победа будет за ним. Но обстоятельства не совсем такие, как в прошлом веке. По сути, выбор между линией Черчилля и линией Чемберлена был выбором между Гитлером и Сталиным.

Нужно было определиться, кто из них станет эквивалентом абсолютного зла, а кто – символом относительного зла, с которым допустим альянс против абсолютного зла.

– Тогда выбор был сделан против Гитлера в пользу Сталина по целому ряду причин, не последней из которых была расовая политика Гитлера, в конечном счете вылившаяся в Холокост. Но не только. Гитлер непосредственно угрожал тому, что можно назвать «корневой Европой», меньше всего его действия напоминали периферийные войны лимитрофов.

Путин же по обоим этим показателям до Гитлера не дотягивает.

Его политика направлена на уничтожение украинской государственности, но нет признаков того, что ее целью является уничтожение украинского этноса по принципу крови (хотя бы потому, что на стороне России воюет множество этнических украинцев, так же, как на стороне Украины воюют этнические русские).

И, хотя Путин прямо выдвигает требования к Западу, до военных действий на территории Западной Европы пока далеко. Это пока середина тридцатых, а не начало сороковых по военно-историческому календарю.

– В таких условиях предположение о том, что в обозримой (полгода – год) перспективе на Западе  на этот раз может восторжествовать «коллективный Чемберлен», не кажется мне недопустимым. По крайней мере, его надо учитывать как вполне реалистичную вводную при просчитывании реальных сценариев развития ситуации.

Кстати, это не значит, что такой сценарий будет прекрасным для Кремля. Просто он будет другим, чем те сценарии чистой военной победы Украины, которые сегодня мейнстримом рассматриваются как базовые.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 3.9(17)