Комментарии
Александр Класковский, naviny.by

Оппозиция оказалась у разбитого корыта. Лукашенко — тоже

Смешно, когда московская пресса дает заголовки типа «Оппозиция выдвинула ультиматум Лукашенко», сообщая о каком-нибудь очередном требовании честных выборов. В Москве явно демонизируют номинальных противников бессменного президента Беларуси.

Ультиматум означает: не выполнишь — тебе конец. Белорусская же правящая верхушка плюет на подобные заявления с высокой колокольни.

Последние события в рядах статусных оппонентов режима показывают, что терзающий их кризис жанра все более беспощаден и ноябрьские выборы президента априори становятся все более скучными в своей фактической предрешенности.

Кризис жанра крепчает

На днях, отчаявшись бороться за единство, оппозицию демонстративно покинул самый рейтинговый ее представитель поэт Владимир Некляев. Вторую подряд президентскую кампанию пропускает другой «тяжеловес» — Александр Милинкевич со своим движением «За Свободу».

Тем временем представители оппозиционной семерки по итогам очередного бесплодного заседания заявили, что конгресса демократических сил (на котором хотели выдвинуть единого кандидата против Александра Лукашенко) уже точно не будет, поезд ушел.

О Некляеве (чей электоральный рейтинг, согласно НИСЭПИ, составил в марте 7,6% по открытому вопросу и 9,4% по закрытому) иные оппозиционные лидеры высказались в стиле политического некролога: мол, такого хорошего партнера (одного из немногих, кто держал слово) потеряли!

Возможно, кому-то теперь даже кажется, что лично для него открывается новый простор. Но среди аналитиков популярно мнение, что тут впору писать политический некролог всей оппозиции.

В целом то, что происходит в ней сегодня, можно назвать «бегом в тупике», заявил в комментарии для Naviny.by политолог Павел Усов. «Я не вижу никаких перспектив для оппозиции в том ее состоянии, в котором она находится», — жестко резюмирует Усов.

Не догнать, а согреться

На сегодня вырисовывается поход оппозиции на выборы двумя коалициями. «Народный референдум» выдвинет, вероятнее всего, Татьяну Короткевич из экс-некляевской кампании «Говори правду», «Талака» — лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько.

Впрочем, еще не факт, что последнего поддержат союзники-посткоммунисты из «Справедливого мира». Получить же согласие БСДП (Грамада) на выдвижение Короткевич — скорее всего, дело техники.

Однако бесспорно то, что обе предвыборные команды столкнутся с жестоким дефицитом ресурсов — как финансовых, так и людских (что взаимосвязано, поскольку сугубых идеалистов негусто). А это означает, что собрать за выдвижение кандидата сто тысяч подписей (реально нужно больше — с запасом на отбраковку) становится задачей на пределе возможностей.

Запад не будет серьезно вкладываться в эту оппозиционную кампанию, поскольку пытаться свергать Лукашенко сегодня по целому ряду причин (главные из которых — геополитический интерес и мертвая инертность белорусского социума) не собирается.

По одной из версий, белорусская оппозиция потеряла шанс на большую часть даже скромной поддержки извне, поскольку до дедлайна — Дня Воли 25 марта — не смогла выйти на единого кандидата.

В оправдание говорят: если нет настоящих выборов, то нет нужды и в едином кандидате. Хотя если вдуматься, то все как раз наоборот. Именно в демократических странах оппозиционеры могут себе позволить роскошь веера программ и персоналий, чтобы избиратель вальяжно, как в ресторане, шарил по этому меню. В суровой политической реальности Беларуси заставить хоть как-то с собой считаться (и правящую верхушку, и электорат) может только сжатая в кулак альтернатива.

«Фактически оппозиция сегодня отказалась не только от идеи бороться за победу, но даже от идеи противопоставить реальную альтернативу тому проекту, который предлагает власть», — отметил в комментарии для Naviny.by эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск) Валерий Карбалевич.

Сейчас, по его словам, оппозиционные силы и их лидеры занимаются де-факто решением ряда «частных проблем — корпоративных, личных».

При этом, подчеркивает политолог, нельзя назвать нынешние условия для противников режима такими уж неблагоприятными, поскольку как никогда неблагоприятна ситуация для самой власти.

Однако на этом фоне оппозиционеры априори показывают, что собираются в этой кампании «не догнать, а только согреться», отмечает собеседник Naviny.by.

Мелкие дерутся в песочнице

А может, как раз и хорошо, что оппозиционеры опустились с небес на землю, реально оценили свои возможности, перестали звать на Плошчу, когда против лома нет приема? Наконец, стали искать новое лицо, о чем тоже давно твердили аналитики.

Да, но такой подход мог бы сработать на фоне консолидации, единой стратегии. Мы же видим дальнейшую фрагментацию, потерю старой гвардии. Деятельность оппозиции становится все более имитационной, считают аналитики.

«Партии в Беларуси являются элементами политического ритуала, содержание которого задается властями. И, к сожалению, у руководителей оппозиционных структур нет никакого желания и воли перестать выполнять жалкую роль привратника политической системы. В принципе, они довольно успешно сосуществуют с режимом», — говорит Павел Усов.

Для меня несомненно, что демарш гордого Некляева, дистанцирование искушенного Милинкевича от грядущего осеннего балагана, политическая импотенция семерки, карликовые сценарии частных предвыборных проектов (за которыми легко читаются те или иные личностные амбиции) ведут к дальнейшему разрушению морального авторитета оппозиции.

Смена лиц получается вынужденной, механической. Реального притока молодежи в партии и движения нет. Оппозиционная деятельность в Беларуси выглядит все более иррациональным занятием. Или все более циничным.

Ведь изрядная доля наших соотечественников всерьез считает, что решает на этих выборах судьбу страны. Для многих Лукашенко — тот старый конь, что борозды не портит, хоть глубоко уже и не пашет.

Хорошо, размышляют рядовые белорусы, если не он, то кто? Неужто один из этих мелких, что дерутся за пластмассовый совочек в своей песочнице?

Добро пожаловать в третий мир!

Первым шагом к внутренней трансформации остатков нынешней оппозиции мог бы стать, убежден Усов, полный отказ от участия в очередной президентской кампании.

Ведь участие в ней «по причине жалкого состояния оппозиции и кандидатов, выдвигаемых по принципу «лишь бы был», только подчеркнет факт отсутствия реальной альтернативы Лукашенко», говорит собеседник Naviny.by.

Впрочем, аналитический мейнстрим уверен, что и полноценный бойкот президентских выборов в нынешних условиях нереален. Большинство белорусов, судя по социологическим замерам, все равно придут на избирательные участки. Если же политическая оппозиция добровольно самоустранится, то о ней могут забыть вообще.

Однако к чему ломать копья вокруг стратегии бойкота, если она тоже не станет консолидированной из-за пресловутого раздрая среди противников Лукашенко? Последнему в любом случае останется выбор среди спарринг-партнеров — вольных или невольных.

В итоге в избирательных бюллетенях будет, скорее всего, три-четыре фамилии без намека на реальную конкуренцию.

По прогнозу Карбалевича, «предстоящие выборы пойдут в жестких условиях, хотя, казалось бы, с учетом слабости соперников можно было бы слегка открутить гайки».

Но власти, подчеркивает аналитик, боятся — влияния экономического кризиса, вмешательства извне, неожиданно массового голосования электората за другого кандидата.

Вероятность реализоваться по осени у этих фобий невелика. Ряд важных факторов работает пока на победу Лукашенко. Но не на перспективу Беларуси. Хотя страна погружается в системный кризис и ресурсов для спасения реликтовой политико-экономической модели нет, глава государства раз за разом дает понять, что менять ее не намерен.

Система, которая идеально заточена под «элегантные» победы одного и того же лица, выглядит негодной для трансформации страны. Без чего Беларусь или потеряет независимость, или на десятилетия застрянет на уровне третьего мира.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)