Политика

«Он гордость нации, а мы его судим»

Процесс по делу экс-кандидатов в президенты Владимира Некляева и Виталия Рымашевского, а также членов их команд продолжится 14 мая в 10 часов.

Напомним, что, помимо экс-кандидатов, на скамье подсудимых также Андрей Дмитриев, Александр Федута, Сергей Возняк и Настя Полаженко. Их обвиняют в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активном участии в них. Сергея Возняка также обвиняют в даче заведомо ложных показаний. Обвиняемым грозит до трёх лет лишения свободы.

18.00. Объявлен перерыв до 14 мая.

За время судебных заседаний, которые начались 5 мая, заслушано 46 свидетелей и зачитано 10 томов письменных материалов дела.

13 мая допрашивались свидетели защиты, которые заявляли об отсутствии связи кампании "Говори правду!" с избирательной кампанией Некляева, а также о том, что акция 19 декабря планировалась мирной.

Ожидается, что 14 мая продолжится допрос свидетелей, а также ознакомление с материалами дела.

16:06. Следующий свидетель поэт Геннадий Буравкин. Был доверенным лицом Некляева. Это его добровольный выбор. «Некляев — замечательный поэт европейского уровня, лауреат Государственной премии, которую получил в новейшее время. Песни звучат по всей стране. Был руководителем Союза писателей, руководителем ПЕН-центра. Этот человек может претендовать на самую высокую должность в этой стране», — приводит слова Буравкина на суде «Радыё Свабода». И моральную, и политическую позицию Некляева Буравкин поддерживает.

16:00. Свидетель Татьяна Протько заявила на суде, что кампания «Говори правду!» работала легально. Хотела «разбудить» общество, как говорит президент, «достучаться до людей». Компания ставила только социальные задачи. Рассказывает, как пыталась убедить Ермошину, чтобы избирательный процесс сделать демократичным. Перечисляет суть нарушений: начиная от формирования избирательных комиссий, доступа к СМИ, заканчивая подсчетом голосов.

Татьяна Протько говорит, что Некляев — гордость нации. А мы его судим.

15:54. Татьяна Протько рассказывает, чем занималась в рамках кампании «Говори правду!». По ее мнению, Некляев очень поздно принял решение участвовать в выборах. Она полагает, что Некляев принял решение об этом только после обысков и арестов в мае 2010 года.

15:23. Свидетель Владимир Колас рассказывает, как проходила акция 19 декабря. Сообщил, что до конца демонстрации не был, потому что видел, что нет общего плана, и ничего интересного там не происходило. Отмечает, что люди были позитивно настроены.

15:09. Следующий свидетель Карпов, муж потерпевшей на улице Коллекторной женщины, которая свидетельствовала перед перерывом. Рассказывает, почему решил пойти на Площадь. Повторяет рассказ жены о нападении на колонну Некляева.

14:53. Свидетель защиты Татьяна Короткевич была членом инициативной группы Некляева, принимала участие в работе штаба.

Короткевич контактировала с МВД, КГБ и Мингорисполкомом. По её словам, в приёмных этих учреждений Некляеву было отказано во встречах с руководством.

Некляев сообщил судье, что попытки встретиться с руководством МВД и КГБ были сделаны ещё до получения предупреждения от Генпрокуратуры, передаёт «Наша Ніва».

13:02. Свидетельские показания даёт студентка юрфака БГУ Карпова. В компании «Говори правду!» она не участвовала, ее муж дружит с Дмитриевым. Вечером 19 декабря она была в колонне Некляева. Карпова сообщила, что шествие было мирным, люди имели только флаги, личные вещи.

По информации «Нашай Нівы», Карпова заявила, что на Коллекторной ее повалили в снег, возле лица взорвалась шумовая граната, она опалила ей волосы, повредила глаза, лицо. Вторая шумовая граната взорвалась на её сумке. Эту сумку Карпова принесла в суд.

Объявлен перерыв до 14:00.

12:38. Следующий свидетель Григорий Костусев. Он рассказывает о причине подачи жалобы на результат выборов. Главная из них — факты нарушения избирательного законодательства во время избирательной кампании.

12:20. Шебетник также был на Коллекторной, сообщает «Наша Ніва». Рассказывает, что в микроавтобусе была только звукоусилительная аппаратура. Рассказывая о нападении на колонну Некляева, повторяет показания Похлопко. Говорит, что его сильно ударили. «Они все окна разбили в микроавтобусе. Достали аппаратуру и погрузили в свой автобус», — сообщил свидетель.

12:08. Заседание возобновилось. Федута заявил, что чувствует себя лучше. Начинается допрос Шебетника, активиста штаба Некляева.

11:53. Как передаёт из зала суда корреспондент «Нашай Ніва», Похлопко рассказала интересную деталь. Она говорит, что нападавшие были без масок.

Тем временем Федуте стало плохо. Он попросил небольшой перерыв в процессе. Судья разрешила.

11:23. Свидетель Нина Похлопко, заместитель руководителя «Движение вперёд», организации, проводившей кампанию «Говори правду!».

По словам свидетеля, она шла сзади микроавтобуса. Видела, как бросали шумовые гранаты, как били людей, забирали аппаратуру. На её глазах избивали водителя микроавтобуса. Он просто сидел за рулём, а люди в чёрном разбили стекло в окне машины, вытащили его и начали бить дубинками. Видела, что его голова была в крови.

10:52. Выступает свидетель Игорь Симбиров. Знает всех обвиняемых, говорит, что все они личности выдающиеся. Адвокат расспрашивает, что такое компания «Говори правду!», и чем она занималась. Симбиров очень эмоционально говорит о социальной направленности компании, о правде, которая так необходима людям. Он еще с 2001 знал, что «мы придем на площадь с цветами и шампанским».

Рассказывает, что он делал 19 декабря. Был в штабе на Немиге, 42. Видел там Дмитриева, Федуту, позже подошел Некляев. Он сам сидел за компьютером. Вечером собирались идти поздравлять Некляева на площадь. У некоторых были цветы. У народа было праздничное настроение. Чувствовали, что могут быть провокации. Его задача была - окружить автобус и защищать его. Улица была перерыта, идти можно было только по тротуарам.

Он видел, как буквально врезается в колонну машина ГАИ. Естественно, народ кинулся туда. Когда он обернулся, увидел взрыв. Народ растерялся. Никакого сопротивления не было. Перед ним омоновец в черном разбил стекло автобуса, бросил Симбирова на землю и наступил сапогом. Он услышал крик: «аппаратуры в автобусе нет!». Симбиров говорит, что, однозначно, это были силовые структуры. Было много людей с камерами, журналистов. Когда эти «чудовища» исчезли, люди начали кричать, что Некляев без сознания. Избив людей, они исчезли.

Перед автобусом лежал избитый Некляев, еще человек пять избитых он видел. Осталось человек 40, которые решили идти на площадь. Он намеревался также идти и рассказать, что произошло с Некляевым. На площади Октябрьской он был. Не совсем понял, как люди оказались на проезжей части. Призывов идти на площадь он не слышал. Брань слышал только от людей в черном, передаёт «Радыё Свабода».

10:40. Выступает свидетель Сергей Аникеев, член инициативной группы Некляева, водитель «Фольксвагена».

Адвокат Букштынов расспрашивает его о событиях на улице Коллекторной. Там стоял еще один микроавтобус белого цвета. Колонна двинулась, и он зашел в офис попить чаю. Слышал взрывы. Потом прибежали раненые люди. Некляева принесли. Он был сильно избит. Потерпевшие рассказывали, что на них напали люди в черном. Некляеву вызвали скорую помощь. Еще человек 10-15 были с травмами. Некляев был некоторое время в бессознательном состоянии. Медики его повезли в больницу. Свидетель потом хотел поехать домой, но его остановила машина ГАИ. Люди в черном не представились, силой вытащили его из автомобиля. Забрали палатку, 10 настольных ламп. До сих пор техпаспорт и свидетельство не вернули.

Палатку потом он видел по Белорусскому телевидению. Но она лежала в другом микроавтобусе зеленого цвета, но не в его авто. Там еще была канистра синего цвета, звукоусилительная аппаратура, говорит Аникеев.

10:21. Адвокат Полаженко заявляет ходатайство пригласить руководителей предприятий, которые закрылись раньше из-за массового шествия и недополучили прибыль. Прокурор опять против. Судья отказывает на данной стадии в удовлетворении ходатайства, но к этому вопросу обещает вернуться.

10:17. Судья принимает ходатайства заслушать свидетелей защиты. Прокурор против. Некляев протестует: мол, обвинитель постоянно переходит на личности. Судья сказала, что свидетели будут заслушаны.

10:16. О фактах передачи денег свидетель отказывается говорить. Людям, которые ставили подписи, денег она не давала. Рымашевский делает заявление, что листы, заверенные этой сборщицей, в ЦИК не сдавались. Такого имени в его инициативной группе нет.

10:06.Утреннее заседание начинается со слушаний свидетелей. Свидетель Мария Садова рассказывает о том, как ей господин Борисов предлагал собирать за него подписи, сообщает из зала суда корреспондент Радыё Свабода. Также ей предлагали собирать подписи за Рымашевского и Некляева. Богуслав Унгур обещал приличную плату — доллар и больше за подпись. Подписи собирала. За подписи Рымашевского оплату получила. Рассказывает, как ходила по квартирам, собирала подписи, подписные листы передавала Борисову.

10:00. Процесс возобновился. В зале Временный поверенный в делах ЕС в Беларуси Жан-Эрик Хольцапфель, поэт Леонид Дранько-Майсюк и философ Валентин Акудович.

В четверг в суде были заслушаны несколько свидетелей, а также изучались письменные материалы дела, касающиеся Александра Федуты, Сергея Возняка, Андрея Дмитриева.

Значительную часть письменных материалов дела занимают прослушивания телефонных разговоров обвиняемых. По мнению подсудимых, многие из этих разговоров личные и вообще не имеют отношения к предъявленному обвинению.

Подробности судного дня 12 мая читайте здесь.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)