Беседка
Сергей Балай, фото из личного архива писателя

Олег Дивов: «Я бы советовал белорусам немедленно объявить войну России»

Знаменитый русский фантаст Олег Дивов рассуждает о Беларуси, рассказывает о своей новой книге и делится профессиональными секретами.

Справка «Салідарнасці»:

Писатель-фантаст Олег Дивов входит в число известнейших российских авторов, работающих в жанре фантастики. В творческом багаже автора 9 романов, несколько повестей и много рассказов. Диапазон творческих интересов автора огромен: от космической фантастики до жизни Ильи Муромца. Олег Дивов зарекомендовал себя как отличный публицист, однако фантастику не оставил.

Первый роман «Мастер собак», опубликованный в 1997 году сразу стал бестселлером. Последовавшие за ним произведения автора лишь прибавляли ему читательской любви и принесли Олегу Дивову массу разнообразных премий в профессиональной области. Последнее произведение, документальная книга «Не прислоняться», написанная в соавторстве с машинистом метро и блоггером Максом Рублевым, посвящена будням московского метро.

Чего ждать России (и в связке с ней Беларуси) от выборов 2012 года?

– Ничего особенного. Даже среди нескольких миллионов интернет-юзеров нет ни согласия, ни веры в свою способность что-то изменить. А голосовать-то будут десятки миллионов, которые интернета в глаза не видели, они телевизор смотрят.

Блоггинг для вас, это способ выпустить пар, или спровоцировать драку, чтобы «надергать» впечатлений и т.п.?

– Все вместе. Еще блог – неплохой полигон для обкатки неформатных текстов. Выложил рассказ «Оружие Возмездия» – и по реакции читателей понял, что пора делать книгу о том, как я в армии служил. И я наконец-то готов к этому, и читатель готов. Взялся, сделал, не жалею. Но в перспективе я уйду из «Живого Журнала» на стэндэлон-блог.

Как гражданин и журналист в прошлом, ваша реакция на выражения типа «Роисся вперде», митинги на Манежной, протесты и заявления российской оппозиции?

– Я не журналист и не скован никакими рамками в этом плане. В частности, я не обязан ни на что реагировать. На Манежной были мои знакомые как в толпе фанатов – настоящих «хардкорных» футбольных болельщиков, – так и среди профессиональных фоторепортеров, снимавших событие. И я с огромным удовольствием промолчал об этом. Хватит и того, сколько внимания политике я уделяю в книгах.

Как вы охарактеризуете события, происходящие в Беларуси, во время и после президентских выборов? То, что крайне жестоко обошлись с журналистами, до сих пор не прекращаются обыски и преследования общественных организаций, правозащитников и независимых СМИ?

– Как вполне естественные с учетом вашего политического строя. Многие в России рукоплещут происходящему. У нас тут любят, когда оппозицию бьют. У нас вообще любят, когда бьют. И почему-то никто не думает, что однажды начнут бить его самого.

Рассматривали ли вы «Выбраковку» (роман, повествующий о превращении России в государство «фашизма с человеческим лицом». Общество победило преступность с помощью т.н. «выбраковщиков», суперагентов с лицензией на убийство, а по сути – современных опричников) как перспективный вариант развития событий в России?

– А с чего бы? В России нет и не было реальных предпосылок к появлению «фашизма с человеческим лицом». Собственно, задачей «Выбраковки» было продемонстрировать, что любой фашизм, даже такой добренький с виду – не подарок.

Многие «девайсы», придуманные фантастами, стали реальностью. Что из придуманного вами могло бы воплотиться?

– Что угодно: ведь фантасты не «придумывают», они строят модели, отталкиваясь от существующих трендов и руководствуясь здравым смыслом. Мне приписывают, например, авторство надписей на пачках сигарет «Курение убивает» – забывая, что в «Выбраковке» на сигаретах было написано «Табак убивает», а это совсем другая история.

Чего вы боитесь (в широком смысле: творческого кризиса, расставания с любимым человеком, и т.п.)?

– Покойники не боятся. Когда мне было 33, случилась одна история, после которой я основательно поседел и уяснил, что человек – предполагает, а Бог – располагает. Физиологический страх остался, конечно, и «напугать» меня по-прежнему можно, но психологического страха – нет. Седина, кстати, прошла, угнездилась только на висках.

Роман «Симбионты», это тоска по «широкоформатной» фантастической прозе, в пику рассказам и публицистике?

– «Симбионты», в первую очередь, развернутый синопсис для киносценария, отвергнутый заказчиком. Меня попросили сделать «кино про нанороботов», Я сначала опешил, потом сообразил, что это отличный повод как следует обстебать тему «нанопсихоза» и «страны, встающей с колен». Синопсис в работу не пошел, тогда я сделал из него книгу. Сам для себя я ее зову «Выбраковка-2025», это ведь тоже антиутопия.

А почему роман – потому что я давно обещал издательству принести что-то большое.

Вы бывали в Беларуси, с кем из белорусских писателей, журналистов, общественных деятелей дружите/знакомы?

– Нет, не бывал. У меня там есть знакомые – литераторы и издатели. В последние годы умерли один за другим два замечательных минских фантаста, соавторы Брайдер и Чадович, это потеря для всей постсоветской фантастики.

Какое место вы отводите Беларуси с позиции фантаста?

– По идее, вас, так или иначе, ждет «недружественное поглощение» – мягкое ли, жесткое ли, но в исторической перспективе выбора нет. Причем Беларусь, скорее всего, формально сохранит свою государственность.

Как политтехнолог, какой вариант «под ключ» вы предложили бы Беларуси?

– К счастью, я не политтехнолог – и поэтому могу говорить прямо, без обиняков. Подавляющее большинство россиян убеждено, что Беларусь это «рай для бедных», нечто вроде СССР без коммунистической пропаганды. Да, у нас такие шизофренические представления о райской жизни. Построение рая в Беларуси напрямую связывают с фигурой вашего лидера, и многие счастливы будут видеть его во главе России. Ловите момент, ребята, пока у вас есть Лукашенко. Второго такого шанса у вас не будет. Я бы советовал белорусам немедленно объявить войну России под лозунгами защиты неимущих, борьбы с коррупцией и капитализмом. «Белорусские братья спасут вас от москвичей!» Почему именно москвичей, а не питерских? А у нас считается, что Москва жирует за счет остальной страны (это еще один пример российской шизофрении, ведь с 1993 года Москва не взяла из федерального бюджета ни копейки). Или тоже ничего лозунг: «Бей жида-олигарха, морда просит кирпича!» Вы возьмете Россию без боя, тепленькой.

Я серьезно – ловите момент, ребята.

Какую книгу вы считаете своей самой лучшей с точки зрения затраты усилий, отдачи, и какую самой любимой?

– Лучшая объективно «Толкование сновидений», самая любимая – повесть «У Билли есть хреновина».

Перенеся постапокалиптическую судьбу человечества в метро, Дмитрий Глуховский «запустил» модное направление в фантастике. Является ли ваша книга «Не прислоняться» отчасти попыткой заманить читателя модной тематикой, ведь так или иначе слово «метро» сработает?

– Слово «метро» не работает. Напротив, оно все портит. Месяц назад «Эксмо» отказалось публиковать фантастический роман, действие которого происходит в московской подземке. Мотивировка: это не продастся, это никому не нужно. Видите ли, Глуховский запустил только книжную серию, но вовсе не модное направление. Серия «Метро-2033» сама по себе, а все остальные «книги про метро» – сами по себе. Наверное, причина в том, что «Метро-2033» это, по сути, не фантастика, а фэнтези, и его герои бродят по какой-то сказочной подземке (настоящее московское метро не годится, чтобы жить в нем после атомной бомбежки; через пару недель оно просто утонет в грунтовых водах).

Многие думали как вы – и многие обломались. За последние годы накоплен богатый негативный опыт в этом смысле: книги «про метро» не пользуются особым спросом, даже если в них острый сюжет, даже если это роман-катастрофа или триллер. А уж документальная книга… Гарантированный провал. Издательство согласилось на эту авантюру только под мое имя на обложке и под мое твердое слово: мужики, я знаю, что делаю. Почитали рукопись и согласились: вроде бы знаешь. «Не прислоняться» оказалась именно такой, какой ее задумали авторы – «полезной книжкой», и читатель это оценил. Всего за месяц она стала бестселлером, пришлось запускать дополнительный тираж.

Вообще, родилась она из простого желания помочь людям. Большинство тех, кто каждый день спускается в метро, не представляет, насколько работа подземки зависит от поведения пассажиров. Грубо говоря, люди плохо умеют пользоваться метро. А многие еще и боятся его. Метро из-за этого ездит хуже: его попросту тормозят пассажиры. Мы с машинистом Максом Рублевым решили, что если рассказать людям правду о том, «как это работает», они станут вести себя под землей спокойнее и продуманнее. И первые же отзывы показали, что мы были правы.

Пару лет назад вы собрались уйти в публицистику, но вновь вернулись в фантастику с большой хорошей книгой «Симбионты». Означает ли это, что Дивов-фантаст вернулся, или слухи о вашем уходе из жанра были сильно преувеличены?

– Не могу уйти в публицистику, там просто не заплатят столько, чтобы я мог прожить. А чтобы уйти в документалистику, мне нужно два десятка таких способных соавторов как Макс Рублев. Поэтому я обречен выдумывать художественную прозу. А бренд «Олег Дивов», образ анархиста от фантастики и «раздолбая с человеческим лицом» вынуждает меня выдумывать какие-то нешаблонные вещи. Наверное, это хорошо для всех.

Помнится, в одном из интервью вы сказали, что писатель внутри вас «поцапался» с хорошим парнем. Как обстоят дела сейчас?

– Когда я только начинал писать крупноформатные вещи, не думал, что это окажется настолько трудно. Ведь надо знать всю подноготную своих героев, пропустить их сквозь себя – а чтобы решать те задачи, которые мне хотелось, требовались довольно сложные люди, куда сложнее меня. Со временем я понял, как это делать без внутренних конфликтов. Но мне по-прежнему бывает тяжко выписывать героев, которые не только любят, а еще и ненавидят. И все мои злодеи на самом деле несчастные существа.

Белорусские поклонники интересуются, станут ли Энди, Кенди и адмирал Рашен лучшим экипажем Галактики (Речь идет о втором романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной», особенно полюбившийся поклонникам творчества автора. Энди Вернер, Иветта Кендалл и адмирал Рашен главные герои романа. Читатели ожидали выхода продолжения романа под названием «Лучший экипаж галактики», но он так и не вышел)?

– В 1998 году был подписан контракт на продолжение «Лучшего экипажа Солнечной», и даже сделана первая глава, я отлично знал, как там все будет, готовил изрядный подвох для читателя… И вдруг увидел, что герои исчерпали себя. Ничего принципиально нового они больше сами о себе не узнают. А ведь смысл любой книги – провести героя по некоему пути, на котором человек изменится. Вдобавок, «Экипаж» это ведь совершенно безбашенный постмодерн, на грани пародии, там даже «технические ляпы» объясняются тем, что они заимствованы из типичных «спейсопер». Такое не повторить. Извините.

Могу сказать на всякий случай: да, они поженились и жили долго и счастливо. А страшные Чужие прилетали не воевать, напротив, просить о помощи (они искали «расу воинов», которая взялась бы их самих защитить от врага). И у героев было много приключений впереди, но… Приключений тела. Мне это неинтересно. Простите, если сможете. Я лучше еще что-нибудь придумаю.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(1)