Общество

Анастасия Зеленкова

«Ни одно государство на расколе России и НАТО не может спокойно плавать, как цветок в проруби»

Эксперты обсудили степень угрозы нахождения на нашей территории двух российских военных объектов — под Ганцевичами и Вилейкой.

На сегодняшний день вопрос с размещением российской базы в Беларуси закрыт: по словам Александра Лукашенко, проблема надумана и больше к ней возвращаться не планируется. Однако это вовсе не означает, что наша страна полностью избавилась от российского присутствия. 

Сегодня на территории Беларуси функционирует два российских объекта — это узел связи ВМФ России «Антей» под Вилейкой и радиолокационная станция дециметрового диапазона (РЛС) «Волга» под Ганцевичами.

В 2021 году срок договора об использовании этих военных объектов истекает. Однако все говорит о том, что он будет продлен на следующий период. Несут ли они для нас эти объекты угрозу и может ли Беларусь отказаться от них?

«Идеи русского мира в каждом рубле, потраченном российским военным в нашем сельском магазине»

— В Украине очень обеспокоены наличием у нас российских военных объектов. Они проводят параллели с Крымом и считают, что буквально завтра нас с их помощью захватит Россия, — отметил Андрей Поротников на конференции «Предстоящие выборы как инструмент изменений в сфере безопасности Беларуси. Армия, ВПК и российское военное присутствие». — Но надо различать правовой статус базы и правовой статус объекта.

Эксперт отмечает, что максимальная численность штатского и военного персонала на обоих этих объектах — 1450 человек: 250 – в Вилейке и 1200 под Ганцевичами, часть из которых белорусы.

Тем не менее, недооценивать их не стоит. 

— Во-первых, эти объекты играют определенную роль для местного населения. Ни в Ганцевичах, ни в Вилейке особо работы нет, это депрессивные регионы. А тут, на объектах, есть работа, есть российские военнослужащие с более высоким уровнем зарплат, с гораздо более высоким уровнем потребления, что прекрасно видит местное население, — поясняет Андрей Поротников.

Во-вторых, не выполняя каких-то ударных функций, эти объекты сбивают во многом игру белорусских властей, которые постоянно декларируют нейтралитет.

— В ответ всегда можно сказать: какие же вы нейтральные, если у вас есть такого рода объекты? — задается вопросом эксперт.

Но избавится от этих объектов не так-то просто. Даже несмотря на то, что у России есть им замена на территории РФ. И дело тут уже в геополитике.

— Понятно, что это объекты стратегического значения в наших отношениях. И понятно, что отказ от них вызовет большую истерику со стороны нашего то ли лучшего друга, то ли главного врага — тут уж не знаю, ведь у нас каждый день по-разному, — отмечает политик Сергей Возняк. — Но нужно к этому стремиться. Нужно проблему вывода этих объектов увязывать с гарантией по невступлению Беларуси в НАТО.

По его словам, во время «Большого разговора» Лукашенко дал понять, что будет пролонгация этих соглашений

— Так что не уедут они из Ганцевичей и Вилейки восвояси, — отмечает Сергей Возняк. — И пусть никакой военной угрозы нам эти объекты не несут, зато несут замечательные идеи русского мира. Они в каждом рубле, потраченном российским военным в нашем сельском магазине.

Между тем военный аналитик Александр Алесин не согласен, что нейтральный статус Беларуси делает ее более неуязвимой. В качестве примера он привел Украину — государство, которое имело внеблоковый статус. 

— Если бы Украина в свое время вступила в НАТО и не провозглашала свой внеблоковый статус, то сегодня там была бы совсем другая ситуация, — отмечает эксперт. — Понятно, что ни одно государство на месте раскола между Россией и НАТО не может спокойно плавать, как цветок в проруби. Понятно, что на него будут покушаться. Поэтому, как нам ни прискорбно, но нам просто не дадут быть нейтральными. И я сильно опасаюсь, что наше движение к нейтральному статусу будет улучшать нашу безопасность. Мне кажется, что ситуация как раз будет обратной.

«Это объекты потенциальной опасности»

Не согласен также Александр Алесин с тем, что имеющиеся на территории Беларуси объекты такие уж безобидные.

— А если, не дай бог, начнется ядерная война, что будет сделано в первую очередь? В первую очередь будет выведена из строя система предупреждения ракетного нападения. То есть по этим узлам будет произведен ракетный удар, потом которого последует уже ядерный удар, — отмечает военный эксперт. — И в Вилейке тоже небезобидная станция связи флота. По некоторым данным, с  ядерного чемоданчика через эту станцию будет ретранслирована команда на произведение пуска баллистических ракет подводных лодок. Понятно, что для потенциального противника РФ вывести из строя это антенное поле – одна из важнейших задач. Поэтому для нас это объекты потенциальной опасности.

Однако есть в этой проблеме и другая сторона. Даже если Россия вдруг соберется и уйдет с территории Беларуси, встает вопрос, что делать с оставленными ими станциями?

— Довольно затратное это удовольствие вывести их из эксплуатации, — отмечает ветеран Пограничных войск Леонид Споткай. — Например, в Чернобыльской зоне отчуждения стоит подобная система, громадные мачты, трубы, антенны. И им просто финансово не под силу их демонстрировать. Подсчитали, что даже если просто взорвать, то падение одной башни вызовет землетрясения около 6 баллов. Вот скажем мы России «Уходите!» — «Да не вопрос, у нас есть подобные системы, а вы что хотите с ними, то и делайте.

Хотите, тратьте деньги на поддержание, а хотите, пилите на металлолом. Так что для нас эти объекты — как чемодан без ручки: жалко выбросить, но тяжело нести.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.6(29)