Комментарии
Павел Дмитриев

Незаменимые

«Никого на замену нет, один я». Как вы думаете, чьи это слова?

Нет, это совсем не тот, про кого вы подумали. В действительности это слова президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

«Как только начнешь искать замену, вокруг все потоптано. Никого нет, один я. У вас других нет, поэтому держитесь за меня», — заявил казахский лидер на расширенном заседании правительства 18 ноября в Астане.

И предупредил: «следующий будет еще хуже».

Неудивительно, что сказанное тут же напомнило многим заявления еще одного бессменного руководителя, который вот уже 21 год никак не может найти человека, который бы подхватил у него власть.

Об этом белорусы слышат с завидным постоянством. 

Взять хотя бы прошлогоднее заявление Александра Лукашенко на пресс-конференции для представителей российских региональных СМИ.  

— Вот сейчас я беру и ухожу, и не выставляю свою кандидатуру — у народа сразу вопрос: а почему? — пояснял свое желание вновь баллотироваться Лукашенко.

И пугал возможными последствиями:

— Но, не дай Бог — и для меня, и для народа — придут к власти отморозки и испохабят все, что вы видели в стране, и то, что им досталось. И что ты потом будешь делать? А власти уже нет — ты уже не сможешь вмешаться. Это тоже меня волнует, поэтому это очень не простой вопрос.

Более того, по словам Лукашенко, «настоящим президентом очень трудно стать»:

— Президентом не становятся — им рождаются, — без ложной скромности заявил руководитель страны.

А пока волхвы не возвестили о рождении нового президента, предлагаем вам еще несколько цитат:

«Я президент государства, и это государство будет, пока я президент».

«Неужели вы думаете, что я своего простого, рядового человека, который за меня голосовал, просто брошу в бездну?» — вопрошал Лукашенко в интервью газете «Белоруссская нива». И добавлял, что если вдруг по какой-то причине случится отставка президента, то народу «не на кого уже будет надеяться».

«15 лет у власти. У меня уже ни одной живой шестеренки  нет внутри, которая бы нормально вертелась. Это уже, знаете, зубы сжал – и тяну».

«Упадешь — все развалится, на кусочки развалится».

Да и во время последней инаугурации глава недвусмысленно намекнул, что не намерен ограничиваться очередным сроком своего президентства.

— У меня есть только вы, есть белорусский народ. И ему я готов служить до последних дней, сколько он будет мне доверять, – заявил он и, обращаясь к молодежи, добавил, что им не будет стыдно голосовать за него и впредь.

Впрочем, уверенность в своей незаменимости— еще не гарантия президентского долголетия. Думается, тот же Курманбек Бакиев, когда распускал парламент, проводил референдумы и разгонял массовые акции, в своей исключительности был уверен не меньше. А сегодня вот рассказывает белорусам, как бежал из страны, да еще и грозится поучить реформам.

Незаменимыми себя наверняка считали и постоянно продлевавший себе срок президент Египта Хосни Мубарак, и переписывающий Конституцию президент Туниса Бен Али, и без конца расширяющий свои президентские полномочия пакистанский лидер Первез Мушарраф. Где они сейчас всем хорошо известно.

Рано или поздно диктаторы уходят. И ни смена конституции, ни подтасовка результатов выборов, ни расправа над оппонентами не может предотвратить неизбежного, сколько бы ни убаюкивали они себя и других сказками о своей исключительности.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)