Комментарии
Александр Старикевич

Назад бегом марш!

«Мы вернулись к нормальной 11-летней школе», — заявил Александр Лукашенко. Между тем, именно он инициировал в свое время увеличение продолжительности среднего образования и впоследствии заявлял, что решение о переходе на 12-летку «было правильным и своевременным».

Вступление

«Вы же знаете, что было в начале 90—ых, когда националисты пришли к власти, — говорил Александр Лукашенко в 2004 году в послании белорусскому народу и Национальному собранию. — Они же, прежде всего, «влезли» в сферу образования и начали всё ломать и крошить. Мы десять лет не можем преодолеть последствия тех двух—трех лет ломки. Поэтому здесь надо очень аккуратно и тонко действовать».

Впоследствии тему развил первый заместитель главы администрации президента Анатолий Рубинов. В марте 2008 года «Советская Белоруссия» опубликовала его статью «Педагогический зуд реформаторства».

Начал Рубинов с того, что практически все положительные изменения в нашем государстве приписал «уникальной личности Президента страны, который сплотил вокруг себя подавляющую часть общества, показал простые и ясные пути нашего развития. Сам выйдя из гущи народа, органически впитав в себя его нужды и чаяния, наш Президент строит свою политику, отталкиваясь от земли, от жизни, а не от каких—либо теоретических схем и абстрактных логических построений. Именно это уберегает нас от крайностей, от соблазна быстрых и радикальных решений, от скороспелых реформ, обеспечивая тем самым эволюционное, поступательное развитие общества без шока и потрясений.

Вместе с тем время от времени у нас то тут то там возникает зуд реформаторства, выдвигаются предложения радикальных изменений. Особенно это касается системы образования в нашей стране…

Мы помним, что было в начале 90—х. Страна — в развале, зарплата учителей ничтожная, многие из них уходят в коммерческие сферы. Денег на школьное оборудование нет, школы обветшали, пионерская и комсомольская организации развалились, и соответственно воспитательный процесс подорван. Наши «свядомыя» энергично влезают в учебники по истории и заменяют одну историю на другую.

Казалось бы, прежде всего надо было взяться за решение этих насущных проблем. Но нет, наши «педагоги» на передний план выдвигают другую задачу — надо переходить от 10—летнего к 12—летнему школьному образованию. Зачем, почему? Видите ли, так давно уже сделали в западных странах…»

Итак, по версии властей, школу перевели на 12-летку «националисты» и «педагоги» в начале 90-х…

Акт 1

Фокус, однако, в том, что переход на 12-летку инициировал… Александр Лукашенко. Именно он 4 января 1996 года подписал соответствующее распоряжение.

Более того, выступая в ноябре 2001 года на ІІ съезде учителей, глава Беларуси заявил: «Жизнь показала, что принятое решение о реформировании общеобразовательной школы было правильным и своевременным. Мы вступаем в XXI век с развитой системой образования, сохранившей лучшее, что было в советской школе».

Акт 2

Правда, позднее у Александра Лукашенко, видимо, зародились смутные сомнения относительно «правильности принятого решения». Терзаемый этими мыслями он создаёт в 2004 году межведомственную комиссию для изучения целесообразности перехода средней школы на 12-летний срок обучения. Вердикт комиссии был таков: признать необходимым увеличение сроков обучения в школе для получения качественного общего среднего образования.

«Белорусская общеобразовательная школа находится на марше крупных преобразований», — подытожил тогда Александр Лукашенко.

Акт 3

Еще один документ, закрепляющий 12-летку, — Закон «Об общем среднем образовании» (разумеется, подписанный всё тем же Александром Лукашенко) — вступил в силу в январе 2007-го. Но прошёл год, и прозвучала команда «Назад бегом марш!» Выяснилось, что переход на 12-летку был «ошибкой».

— Что это за разговоры у педагогов, когда они говорят с одной стороны об ускоренном развитии, акселерации, а с другой держат за партой 17-18-летних молодых людей, — возмущался Александр Лукашенко на совещании в минувшем апреле. — Может, я утрирую, но этим 18-19-летним девушкам уже пора рожать, что они и делают у вас в школах.

Нечего сказать, мощный аргумент! А что, когда Лукашенко подписывал распоряжение о переходе на 12-летку, никто не дал себе труда посчитать, в каком возрасте ученики будут заканчивать школу?

В результате создаётся другая межведомственная комиссия, под руководством ярого противника 12-летнего образования Анатолия Рубинова. Её решение было предсказуемым…

Ужас еще и в том, что возвращение к 11-летке осуществлялось в авральном режиме. Ну, допустим, решено было сократить 12-й год. Почему бы не ввести эту реформу в действие с 2009/10 учебного года, чтобы у педагогов была возможность минимизировать издержки перехода, в спокойной обстановке составив новые учебные планы?

Так нет же: декрет был подписан 17 июля, а учеба по новым правилам началась уже с 1 сентября. На все про всё было отведено менее полутора месяцев. Можно себе представить качество школьных программ, разрабатывавшихся в такой дикой спешке.

Вот такие «простые и ясные пути» показал президент, «органически впитавший в себя нужды и чаяния народа». «Уберёг от скороспелых реформ», говорите? Ох…

Эпилог

Вопрос сейчас не в том, сколько на самом деле надо учиться в школе: 11 лет или 12? Вопрос в том, что на примере этой реформы власть продемонстрировала всю свою безграмотность и неэффективность. Сначала она принимает одно решение, а затем, когда в его реализацию были вложены колоссальные деньги, силы и нервы учителей, — прямо противоположное.

Власть не в состоянии просчитать среднесрочные последствия своих действий. И это очень опасно для страны, поскольку касается не только среднего образования.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)