Политика
Михаил Брошин

«Наша власть немного оглохла»

Независимый институт социально-экономических и политических исследований распространил подробные данные социологического опроса, проведенного в декабре 2015 года.

Фото Сергея Гапона

Как уже сообщалось ранее, согласно данным исследования на «выборах», состоявшихся осенью, кандидаты в президенты получили совсем иное количество голосов, нежели им выделил Центризбирком, огласивший официальные итоги.

Напомним, что, по версии ЦИК, граждане Беларуси проголосовали так:

1. Александр Лукашенко – 83,47%

2. Против всех – 6,31%

3. Татьяна Короткевич – 4,44%

4. Сергей Гайдукевич – 3,30%

5. Николай Улахович – 1,67%

А вот данные НИСЭПИ:

1. Александр Лукашенко – 35,6%

2. Татьяна Короткевич – 15,7%

2. Против всех – 8,9%

4. Сергей Гайдукевич – 5,2%

5. Николай Улахович – 1,9%

При этом 32,7% опрошенных не ответили на вопрос, за кого они голосовали. Но даже с учетом этого обстоятельства социологическая картина предпочтений избирателей серьезно отличается от центризбиркомовской.

«Люди устали от того, что власть не меняется»

Фото Еврорадио

Газета.ru поинтересовалась у Татьяны Короткевич:

— Многочисленные опросы наблюдателей и социологические исследования — и перед выборами, и во время, и после них — все они давали вам 10–20% голосов избирателей. Но по итогам подсчета голосов ЦИК «нарисовал» вам только 4,4% голосов. Почему так резко вас опустили? И не значит ли это, что другие соперники Лукашенко тоже получили намного больше голосов?

— Я не думаю, что они получили больше, моя задача — думать о том, сколько я получила, — ответила председатель объединения «Говори правду» Татьяна Короткевич. — Наша власть, к сожалению, слишком долго правит, и за это время она немного и оглохла, и ослепла. Она не видит, что есть альтернатива, что есть люди, которые говорят про реформы в стране. Что люди устали от того, что власть не меняется, что политика в стране не меняется. Для власти на этих выборах важно было еще раз продемонстрировать, что альтернативы нет. Дать оппозиции минимальный балл, чтобы успокоить общество. И проще всего это показать в телевизоре — что и было сделано.

Альтернативу выбирают те, кому до 40

Интересно, как распределились голоса в разных социальных группах. Вот, например, итоги голосования в зависимости от возраста.

Среди тех, кому 25-39 лет, большинство проголосовали за Короткевич, а не за Лукашенко. Но 40 лет выглядит своего рода границей, после которой популярность нынешнего главы государства существенно растет.

Также отмечается, что чем ниже образовательный уровень, тем выше поддержка Лукашенко.

В столице Короткевич получила меньший процент, чем в малых городах. Как, впрочем, и все остальные кандидаты: Минск отличается повышенным скепсисом.

В то же время никогда еще оппозиционный кандидат не собирал столько голосов в регионах. И это феноменальный результат, если учесть, что еще в начале 2015 года Татьяна Короткевич была практически неизвестна на общенациональном уровне, а во время «выборов» традиционная оппозиция активно пыталась дискредитировать конкурентку.

Короткевич открыла «третью Беларусь»

Социологи отмечают, что электорат Татьяны Короткевич существенно отличается от традиционного оппозиционного. В частности, среди сторонников руководителя «Говори правду» гораздо больше женщин, чем у других демократических лидеров. Те, кто голосовал за Короткевич, равномерно распределены от столицы до деревни, а у противников Лукашенко, которые не участвовали в осенней политической кампании, практически половина поддерживающих сосредоточены в Минске.

В этой связи интересен вывод Независимого института социально-экономических и политических исследований:

«Политические установки сторонников Т. Короткевич – менее радикальные, менее критические по отношению к существующей системе, чем у классического оппозиционного электората, но более критические, чем у сторонников А. Лукашенко. Ее избиратель – оппозиционный, но менее оппозиционный, чем классическая оппозиция…

Заслуга Т. Короткевич состоит в открытии «третьей Беларуси». Разумеется, разделение достаточно условное, это не непроницаемые, замкнутые в себе сущности: за Короткевич проголосовала немалая часть классического оппозиционного электората, «другой Беларуси», так сказать. При этом даже часть твердого электората Лукашенко, «первой Беларуси», разозленная экономическими неурядицами 2014-2015 гг., тоже могла отдать свои голоса кандидатке…

Однако, судя по всему, «третья Беларусь» не сводится к этим двум группам. Она была и раньше, но просто была не видна в тени баталий между действующим президентом и классическими оппозиционерами. Раньше эти люди, скорее всего, или не ходили на выборы, или в последний момент голосовали за А. Лукашенко. Т. Короткевич в своем лице предложила им не просто альтернативу, а альтернативу, приемлемую для них.

Речь не идет о том, что кандидатка от «Говори правду» нашла «золотой ключик» к белорусской политике, открыла столбовую дорогу к успеху. Но как минимум она рассказала, показала белорусскому обществу кое-что важное про него, такое, чего общество доселе про себя и не знало».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)