Общество
Сергей Сацук, ”Ежедневник”

Начался суд над известным белорусским кардиохирургом

Накануне рождественских праздников суд Московского района начал слушания скандального уголовного дела по обвинению в совершении ряда преступлений заведующего кардиохирургическим отделением Республиканского научно-практического центра "Кардиология" Александра Шкета, а также двух представителей коммерческих структур, один из которых скончался, не дождавшись начала процесса.

Известный кардиохирург Александр Шкет, гордость и будущее белорусской медицины, обвиняется в мошенничестве, злоупотреблении служебным положением, неоказании медицинской помощи, получении ряда взяток за положительное решение вопроса о производстве операции на сердце. Бывший директор УП "Баст" Борис Вайтман был обвинен в злоупотреблении служебными полномочиями, мошенничестве и незаконной предпринимательской деятельности. Но суд прекратил производство по его делу в связи со смертью обвиняемого. Таким образом, представитель прокурора огласила обвинение только в отношении А.Шкета и заместителя директора СП "Мультимедицин" Игоря Васюкевича, который три года назад был осужден за обман пациентов РНПЦ "Кардиология" и которому ныне инкриминируется мошенничество, незаконная предпринимательская деятельность и злоупотребление служебными полномочиями.

Согласно озвученному в суде обвинению, А.Шкет и И.Васюкевич в течение 2001-2003 годов обманом получили денежные средства с пациентов за расходные материалы, необходимые для производства операции на сердце. Якобы А.Шкет убеждал пациентов в том, что расходных материалов (в основном искусственных клапанов сердца и оксигенаторов) нет в центре, после чего предлагал все необходимое купить за свой счет. Как считает гособвинение, кардиохирург направлял пациентов в те коммерческие структуры, с которыми имел предварительную договоренность и от которых получал процент со сделок.

По мнению гособвинения, все это происходило, когда на балансе РНПЦ "Кардиология" имелось достаточное количество материалов, необходимых для операции на сердце. Обвинение сделало особый акцент на том обстоятельстве, что иногда пациентам центра продавались материалы, которые не прошли госрегистрацию и не могли использоваться. А иногда под видом купленных в коммерческой структуре клапанов сердца пациентам ставились купленные за счет госбюджета.

Первый же день слушаний показал, что обвинение не столь крепко в своих позициях, как это могло показаться сначала. Вся ситуация возникла по причине того, что в 2001-2003 годах в РНПЦ "Кардиология" существовал постоянный дефицит расходных материалов. По этой причине отдельные операции не проводились иногда месяцами. На ком лежит вина за такое состояние дел, пока не ясно. Поставки материалов в центр осуществляло государственное предприятие "Белмедтехника" на основании заявок РНПЦ "Кардиология". Заявки и даже крики о помощи поступали постоянно, но материалов все равно не было. Почему? Следствие ответ на этот вопрос не дало. Но в первый день слушаний судья очень въедливо интересовалась организацией поставок в центр расходных материалов. Поэтому, можно надеяться, ответ будет получен, что также может повлиять и на окончательный вердикт суда.

Пока же Александр Шкет не признал себя виновным ни по одному из пунктов обвинения. Игорь Васюкевич признался лишь в том, что реализовывал расходные материалы, не имея лицензии Минздрава, то есть занимался незаконной предпринимательской деятельностью.

Дело осложняется еще и тем, что многие потерпевшие уже умерли и не могут сами рассказать обо всех обстоятельствах их лечения в РНПЦ "Кардиология". Как заявил в суде А.Шкет, вместо самих пациентов в деле фигурируют их родственники, которые не были полностью информированы обо всех нюансах лечения. Мало того, дочь одной из пациенток даже ни разу не навестила свою мать, пока та лечилась в центре от серьезного недуга. Аналогичная ситуация, по утверждению А.Шкета, наблюдается и по другим свидетелям обвинения, стоит лишь внимательно проанализировать их показания. Например, один свидетель говорит о том, что А.Шкет вымогал взятку с родственника и принимал решение о помещении больного в клинику. Между тем в суде завотделением представил доказательства того, что в это время находился за пределами страны на симпозиуме и физически не мог делать то, в чем его обвиняют. Подобные нестыковки в показаниях главных свидетелей обвинения А.Шкет перечислял в суде около часа. Однако ему не удалось убедительно объяснить суду, почему его оговаривают не только родственники уже умерших пациентов, но и сами пациенты, которые еще живы. По мнению А.Шкета, следствие просто убедило потерпевших в том, что кардиохирург подло обманул их и теперь они могут вернуть свои деньги. Как заявил в суде обвиняемый, следователи направляли пациентам центра письма, в которых изначально очерняли хирурга и просили дать против него показания. Большинство отказывалось, но находились и те, кто соглашался.

Всего по делу проходят около 20 потерпевших. Однако в противовес им более сотни пациентов РНПЦ "Кардиология" встали на защиту известного кардиохирурга.

Интересен и тот факт, что, согласно пояснениям А.Шкета, оплата расходных материалов пациентами производилась в центре на официальной основе. Это был единственный выход, чтобы не позволить больным, грубо говоря, загнуться. Так пациенты могли получать в центре помощь через страховую компанию, которая обеспечивала приобретение всех расходных материалов и оказание помощи вне очереди. Кроме того, пациенты могли и сами перевести деньги на счет РНПЦ "Кардиология" и получить квалифицированную помощь вне всякой очереди. Либо купить необходимые материалы сами, после чего операцию на сердце проводили в самые кратчайшие сроки. По словам А.Шкета, о существующей практике лечения за свой счет были прекрасно информированы все должностные лица не только РНПЦ "Кардиология", но и Минздрава. Долгое время всех это устраивало, но потом пациенты начали писать жалобы… Так и появилось современное "дело врачей".

Кстати, с дефицитом расходных материалов в свое время столкнулся и директор УП "Баст" Борис Вайтман. Он тоже являлся пациентом центра, после чего и вызвался помочь людям с поставкой материалов, раз Минздрав с этим не мог справиться. Благое дело привело к тому, что Борис Вайтман попал под уголовное преследование и не дожил до суда, чтобы иметь возможность отстоять свое честное имя.

Информация по делу

Александр Павлович Шкет, 1969 года рождения. Женат, имеет сына. Работает в РНПЦ "Кардиология" с 1990 года, с 1994 года — в качестве врача. В январе 2001 года голосованием коллектива избран заведующим 2-м кардиохирургическим отделением, которым работает и по сей день. Утверждает, что за свою практику никогда не требовал с пациентов деньги.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)