Политика
Александр Класковский, фото Татьяны Зенькович, «Белорусские новости»

На XII Минском форуме Макей цитировал Гёте в контексте разговора о реформах

Первым, с кем автор этих строк обменялся рукопожатием на XII Минском форуме, оказался — надо же! — глава Администрации президента.

На XII Минском форуме Макей цитировал Гёте в контексте разговора о реформах

Из-за пробок я приехал впритык к открытию и потому срезал путь — зашел в здание Минского международного образовательного центра не с парадного входа, а с торца. И сразу же наткнулся на Владимира Макея в немецком окружении (кто не в курсе: этот форум от самых истоков — во многом инициатива представителей Германии). Наши взгляды скрестились, и мы на автомате протянули друг другу руки.

Ваш покорный слуга не уверен, что был при этом идентифицирован. Но факт то, что если год назад публика гадала, придет ли на кишащую оппозиционерами тусовку столь высокий чин, то сейчас встретить здесь господина Макея — почти рутинное дело. А вы говорите — нет прогресса!

Впрочем, в остальном первый вечер форума, 4 ноября, журналистов слегка разочаровал. По ряду позиций с точки зрения остроты сюжета наблюдался как раз таки регресс. Но — обо всем по порядку.

Глава президентской администрации, беседуя с немцами (к слову, поистине непринужденно, без переводчика: выучка кадрового разведчика!), как мне показалось, еще и держал паузу. Через внутреннюю стеклянную дверь было видно, как в фойе хищно изготовились репортеры со своими фоторужьями. Год назад появление столь важной фигуры на мероприятии в ММОЦ наделало фурору, и независимые СМИ пестрели потом заголовками вроде «Явление Макея народу».

На этот раз высокий гость явно избегал чрезмерного внимания. А когда зашел-таки в фойе, то как-то не пересекся со стоявшим у самого входа Александром Милинкевичем. Год назад их короткий диалог в кулуарах форума тоже стал маленькой сенсацией. Сейчас эти две персоны прошли в зал на параллельных курсах.

Человек из окружения лидера движения «За свободу» изложил мне версию: Макей слегка обижен на Милинкевича. Ведь тот не изъявил желания войти в Общественно-консультативный совет при Администрации президента. Эту структуру многие в оппозиции считают бутафорской. Этакая потемкинская деревня для Брюсселя: вот, глядите, у нас и диалог с оппонентами имеет место быть.

К слову, и этот раскритикованный совет давно не собирался. Хотя очередной сбор намечался еще на конец сентября. Причем по актуальнейшей теме: избирательное законодательство. У Станислава Богданкевича, например, давно готов пакет предложений от имени титульной оппозиции. Но на самом верху, вероятно, не хотят, чтобы уже анонсированная модернизация Избирательного кодекса проходила вроде как под диктовку внутренних политических противников.

И потом — наверху, судя по всему, еще не определились с конкретикой, масштабами этой жертвы на алтарь добрых отношений с ЕС. Да, белорусская власть считает даже микроскопическую демократизацию жертвой, уступкой. Хотя, если разобраться, это же не брюссельской бюрократии презент от сердца отрываем, а своему народу создаем более прогрессивные условия для волеизъявления.

На XII Минском форуме Макей цитировал Гёте в контексте разговора о реформах

Ну а мы уже в зале форума. И тут охотников за яркими сюжетами ждет очередное разочарование. Год назад организаторы пошли на сильную режиссуру, и Владимир Макей сходу попал в настоящий дискуссионный переплет. К нему был обращен, в частности, жесткий монолог бывшего политзаключенного Сергея Парсюкевича. А оппозиционный интеллектуал Петр Садовский поставил вопрос ребром: когда в киоски вернется «Народная воля»? Владимир Макей заверил, что сдвиги в сфере СМИ будут — и через месяц два опальных бренда, «Народная воля» и «Наша ніва», были реабилитированы.

Ныне же власть устами господина Макея уже ничего не обещала, а скорее требовала: нового договора о сотрудничестве и партнерстве с ЕС, либерализации взаимной торговли, возвращения преференций, облегчения визового режима и т.д. Оратор констатировал, что политика изоляции Беларуси потерпела фиаско, призвал всех это осмыслить и заявил, что официальный Минск рассчитывает на полную отмену визовых санкций на Совете ЕС в ноябре. Хватит уже «с упорством, достойным лучшего применения», использовать в отношении Беларуси «брутальный метод кнута и пряника», резюмировал Владимир Макей.

При этом белорусское руководство, конечно же, отдает себе отчет, что при наличном минимуме сдвигов в плане выполнения пожеланий ЕС снятие санкций — вариант почти фантастический. А реалистичный таков: заморозку санкций продлят, скажем, еще на год. Тогда Минск слегка надует губы, но тут же милостиво согласится: ладно, так и быть, продолжим наше потепление. Только давайте не скупитесь на деньги.

И уже в первый вечер форума солидный немецкий бизнес, влияющий и на политику Берлина, устами Клауса Мангольда, председателя Восточного комитета германской экономики, дал понять, что согласен проявлять «терпение в чувствительных вопросах». И поддержал мысль Гёте, процитированную чуть ранее господином Макеем.

На XII Минском форуме Макей цитировал Гёте в контексте разговора о реформах

Макей же цитировал Гёте в контексте разговора о реформах. Оратор заверил, что Беларусь разделяет европейские ценности и настроена на модернизацию. Но при этом был востребован отнюдь не самый известный афоризм немецкого классика (признаюсь, мой поиск в «Гугле» оказался тщетным): «Кто хочет делать уверенные шаги, должен делать их медленно».

Сам глава администрации ушел, однако, с мероприятия быстро. Ведущий Райнер Линднер объяснил: дела! Посол Швеции Стефан Эрикссон (единственный, кто выступал на прекрасном белорусском) дипломатично выразил сожаление, что на сей раз занятость не позволила господину Макею участвовать в дискуссии, как это было год назад.

Ныне дискуссия в первый вечер форума оказалась вялой и дистилированно политкорректной, хотя известный либеральный экономист Ярослав Романчук и пытался хоть немного ее обострить. Но слово ему дали под занавес, и по графику наползало уже время угощения в ресторане «Вестфалия».

Там демократично чокались вольные интеллектуалы и чиновники. Иные после бокала говорили примерно в таком духе: вы, мол, поймите, и нашему руководству, и Брюсселю надо сохранять лицо, поэтому риторика будет вот такой и такой. Но процесс идет, и это главное. Россия давит, и это тоже фактор, который подталкивает Беларусь к Европе. Ну, короче, давайте еще по глотку за европейский вектор!

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)