Политика

Ирина Дрозд

Можейко: «Угрозы силовиков более реальны для беларусов, чем подключение к российскому «чебурнету»

Политический аналитик — о возможном внедрении российского «закрытого» интернета.

Ряд российских СМИ сообщили, что до конца года в РФ пройдет пилотное испытание «защищенного интернета», который будет доступен россиянам только по паспорту.

Включать новое виртуальное пространство, разумеется, будет только те сервисы, которые исполняют все требования российского законодательства.

Грозит ли Беларуси вступление в ряды пользователей «защищенного» российского интернета и возможно ли это технически, спросили у координатора беларусской экспертной сети «Наше мнение», политического аналитика Вадима Можейко.

— В первую очередь я бы обратил внимание на то, что пока никакой системы, даже в тестовом режиме, не создано. Более того, сами российские инициаторы признают, что процесс пилотного внедрения будет совсем не быстрым, потому что у России нет необходимых объемов технологий, чтобы все это самостоятельно внедрять, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» аналитик.

Вадима Можейко

Он подчеркивает, что для реального внедрения закрытого интернета необходимо соблюсти ряд важных условий. Кроме наличия необходимых технологий предполагается и соответствующее количество пользователей.

— Действительно «закрытые интернеты» позволяют себе либо Северная Корея, граждане которой не видели другого интернета, потому что в этой стране несопоставимый с остальным миром контроль над своим обществом.

Либо такие страны, как Китай, где при этом интернетом не закрыто полностью все, это не Северная Корея. В Китае в общем-то с VPN доступно все, что есть в мире.

Другое дело, что, обладая, во-первых, огромным рынком — больше миллиарда — собственных пользователей и, во-вторых, огромными собственными технологиями — и софтом, и железом — Китай, конечно, может себе позволить технически такое создать.

У России эти потуги обречены на провал, хотя бы потому, что там плюс-минус сто миллионов пользователей. Даже если добавить Беларусь, все равно окажется совершенно не тот объем, который позволяет поддерживать современные интернет-сервисы, к которым мы привыкли.

Понятно, что можно сделать закрытый доступ по паспортам к каким-нибудь российским официальным ресурсам, но также очевидно, что уже сама эта обязательная идентификация будет снижать интерес к такой сети.

И еще, чтобы люди, как в Китае, добровольно соглашались не запариваться в випиэнами, а просто пользоваться такими «чебурнетными» сервисами, они должны быть не хуже остальных.

И как я слышал по отзывам тех, кто ездит по работе в Китай, их аналоги западных мессенджеров действительно крутые, удобные, в них куча всего интегрирована. То есть они качественные.

Поэтому пока ты не создаешь качественных конкурентных аналогов, ничего добиться особенно нельзя. Следовательно, пока до внедрения в самой России подобного очень далеко, если до этого вообще дойдет, — отметил Можейко.

Соответственно, он считает, что и Беларуси в нынешних реалиях не угрожает захват виртуального пространства.

— Тем более до попыток какой-то экспроприации на Беларусь не дойдет. Во всяком случае это очень отдаленные перспективы. Всерьез такой угрозы я бы на ближайшие годы и даже десятилетия для беларусов не рассматривал.

Гораздо большую угрозу несут вполне реальные не столько какие-то технические блокировки и техническая альтернатива, а прямые силовые угрозы, когда сейчас беларусов отлавливают в электричках и наказывают за подписки на экстремистские медиа и телеграм-каналы.

Такие очень старомодные методы, как видим, к сожалению, действуют гораздо эффективнее и действительно запугивают людей. Эта угроза более реальная, чем сужение беларусского интернета до российского «чебурнета».

Тут скорее что-то из перспективы мечтаний диктаторов. А вот угрозы от силовиков вполне реальные, — подчеркнул собеседник.  

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(23)