Экономика
Павел Михайлов, Николай Чернявский

Москва подставила Лукашенко накануне выборов

Россия предъявила Беларуси газовый ультиматум: в течение пяти дней погасить задолженность в 200 миллионов долларов. Белорусские официальные источники по этому поводу молчат, словно воды в рот набравши. Между тем ситуация очень напоминает газовый конфликт 2007 года. Тогда белорусская сторона немного подула губки – и ничего: деньги на погашение задолженности нашли за пару дней. Но в нынешней ситуации неожиданное требование отдать долг для Минска имеет и другой более неприятный подтекст.

Вопрос о белорусской задолженности за поставленный газ был поднят на встрече президента РФ Дмитрия Медведева с главой «Газпрома» Алексеем Миллером во вторник вечером.

– Я разговаривал с Александром Григорьевичем, он сказал, что это (ситуация с задолженностью) определяется трудным финансовым положением, но, если честно, сейчас всем трудно, и у «Газпрома» много проблем. Поэтому, к сожалению, это недостаточное объяснение, — заявил президент РФ, сообщает РИА «Новости».

«Газпром» можно пожалеть. Хотя трудно себе представить, что для компании, ворочающей миллиардами, сумма в 200 миллионов сделает погоду. Да и все уже привыкли, что вопросы о расчетах «Газпром» поднимает на фоне очередного политического конфликта.

Что касается упомянутой встречи с Александром Лукашенко, то, как известно, белорусский лидер тогда торжественно заявил, что Беларусь и Россия «в состоянии развязать проблемные узлы» и «неразрешимых вопросов в отношениях между нами абсолютно нет». Однако ситуация больше похожа на то, что эти узлы не только не развязались, а как-то даже наоборот затянулись. Причем на шее белорусского лидера.

Что сейчас делать Беларуси? Ответ очевиден: платить по долгам. Официальные власти, конечно, еще попытаются выторговать себе какие-то льготы. Однако особых уступок со стороны России ожидать не приходится.

Тем не менее, и драматизировать ситуацию не следовало бы. В 2007 году мы уже проходили что-то подобное. Только долг был гораздо больше — около 450 млн. долларов. Тогда «Газпром» также заявил о готовности сократить поставки газа на 45% в случае неуплаты. За несколько дней по личному решению Лукашенко задолженность в течение нескольких дней погасили. Источниками средств глава государства назвал валютные резервы страны, госкредит Венесуэлы и кредит западных банков.

Естественно, не обошлось и без обид. «Если сложатся форс-мажорные обстоятельства, поставлять нефть из других стран, может, будет и дороже, но мы на коленях стоять не будем», — гордо заявлял Лукашенко. Однако, немножко побузив, глава государства вновь кинулся с распростертыми объятиями в интеграционный хоровод. Хотя осадок, конечно, остался.

Нерешенным, правда, остался еще и вопрос: сколько платить? В России уверены, что долг Беларуси составляет 192 миллиона долларов. А вот Белстат, как всегда, имеет свой взгляд на цифры. Согласно его данным, «просроченная задолженность Беларуси за природный газ перед российским ОАО «Газпром» на 1 мая 2010 года составила 392,8 млрд белорусских рублей (около 133 млн долларов по курсу на 1 мая)».

Пока официальные белорусские источники от каких-либо комментариев отказываются.

— Если будет какое-то заявление, вы его прочитаете в информагенствах, — заявили «Салідарнасці» в пресс-службе премьер-министра Беларуси.

Как стало известно www.interfax.by, в правительстве утром прошло плановое совещание по вопросам энергетики, на котором, возможно, был рассмотрен и газовый вопрос.

Молчит по поводу заявления Медведева и Александр Лукашенко.

Между тем неофициальный источник в профильном ведомстве заявил interfax.by, что Минск «намерен продолжить переговоры по газу с учетом принципа синхронного с РФ перехода к равнодоходным ценам».

— Похоже в Москве забыли о базовых принципах заключения 4-летнего контракта на поставку газа в Беларусь в 2008-2011 годах. Условия контракта, а именно, постепенный рост понижающего коэффициента к цене, был основан на принципе синхронного перехода двух стран к равнодоходным ценам, — заявил собеседник агентства.

Он подчеркнул, что при заключении контракта «условия были заданы российской стороной».

— Теперь получается, что Россия, откладывая переход на равнодоходные цены на своей территории, нарушила базовые условия, лежащие в основе контракта на поставку газа в Беларусь и поэтому он должен быть пересмотрен, — считает собеседник.

По его мнению, жесткая позиция Кремля относительно погашения формально существующего долга за газ обусловлена «политическими причинами».

В любом случае времени на переговоры остается немного. Похоже, Минску, несмотря на озвученный им аргумент, заплатить по счетам все же придется. Однако даже не это для него самое неприятное. Теперь Лукашенко уже вряд ли имеет твердую уверенность, что на предстоящих президентских выборах Москва сделает традиционную ставку.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)