Общество
Лариса Михальчик, “Завтра твоей страны”

Молодые белорусы думают, что Куропаты — это в России

Ни в одном постсоветском государстве такого еще не было: сегодня вечером общественный трибунал собирается вынести обвинительное заключение преступлениям сталинизма в Беларуси. «Я каждый год задаю студентам вопрос «Что такое Куропаты?». Сегодня на него не смог ответить ни один человек! Кто-то сказал, что это, наверное, в России или Украине», — известный исследователь темы сталинских репрессий в Беларуси, историк Игорь Кузнецов анализирует, кому выгодно исчезновение памяти о трагедии Куропат.

Двадцать лет назад известие об открытии массового захоронения жертв НКВД в Куропатах на окраине Минска вызвало настоящий информационный взрыв. Но с каждым годом память об этой трагедии исчезает. Молчание государства привело к тому, что молодые люди не знают, какую роль сыграло в истории Беларуси это страшное место.

— Когда я показал фильм о Куропатах студентам одного из вузов, интерес к событиям сразу же возник. Это как раз говорит о том, что именно отсутствие информации приводит к равнодушию. А когда человек увидел видеоряд с комментариями, и представил, что это было, у него меняется восприятие истории. Наша молодежь сегодня лишена возможности знать об этих событиях, — считает Игорь Кузнецов. — А как они могут узнать о них в условиях практической полной информационной блокады? Даже негосударственная пресса ушла от этой темы. Про государственные СМИ я и не говорю. Это ошибочная позиция. Я который год слышу, что репрессии в целом и Куропаты в частности — это немодная тема. Но подобные темы — не одежда, которую по моде выбирают. Это связано с трагическими судьбами сотен тысяч наших сограждан. И я считаю, что подобные заявления имеют откровенно циничный характер. А потом появляются вопросы, почему у нас такое национальное сознание? Почему молодежь сегодня не знает и не хочет знать своей истории и никому не верит?

Не поднимая тему репрессий, тему Куропат, мы наступим на те же грабли, на которые наступали всегда. Есть уроки истории, которые необходимо усваивать. Если же народ не помнит о тех жертвах, которые понесли предыдущие поколения, он не способен построить цивилизованное правовое государство. У такого народа нет будущего. И так всегда в истории было. Это не открытие сегодняшнего дня.

— Как менялось на протяжении этих двух десятилетий отношение государства к теме репрессий?

— Сначала, как известно, государство пыталось противодействовать вниманию общественности к этой теме. Об этом свидетельствует и разгон первого шествия в Куропаты на Дзяды, которому в этом году исполняется 20 лет. Тем не менее, после публикации в газете “Літаратура і мастацтва” статья Зенона Пазьняка и Евгения Шмыгалева «Курапаты: дарога смерці», в которой говорилось о том, что сотрудники органов НКВД расстреливали в Куропатах людей, прокуратурой БССР было возбуждено уголовное дело. Это был вынужденный шаг, но он состоялся, и это был, наверное, единственный позитивный момент в деятельности государства.

Следствие признало, что расстрелы в Куропатах действительно осуществляли сотрудники НКВД, оно было завершено и его результаты были опубликованы. Тогда ветеранская общественность и прочие недовольные результатами следствия начали писать письма в ЦК КПСС в Москву о том, что это все сфальсифицировано демократами. Из Москвы из Генеральной прокуратуры дважды приезжали комиссии, проверяли эти факты и находили им подтверждение.

Продолжение статьи читайте здесь

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)