«Много лет спустя историки назвали Аэция «последним римлянином»

Письма к дочери – с историей о том, что без героев не бывает ни страны, ни власти.

Слабому и капризному императору Валентиниану очень повезло в жизни. При категорической неспособности к управлению государством он продержался на троне тридцать лет. И это в те времена, когда вандалы бесчинствовали на море, готы пытались по кусочкам прибрать к рукам Галлию, а знаменитый вождь гуннов Аттилу создавал свою устрашающую репутацию.

В таких обстоятельствах не факт, что справился бы и более талантливый человек. Но, как я тебе сказал, Валентиниану повезло. У него был Флавий Аэций. Двадцать пять лет Аэций правил страной при бездарном императоре. Двадцать пять лет не давал ей свалиться в пропасть. Аэций не мог восстановить Империю в ее прежних границах, но он сохранил то, что оставалось от Империи.

Флавий Аэций

Он разбил готов и бургундов, остановил вандалов и подавил жуткое восстание багаудов. Но главным его достижением стала победа над Аттилой. Аэций был единственным человеком, которому удалось разгромить непобедимого до тех пор вождя гуннов.

Любой другой полководец, прославившийся столькими достижениями, сам бы задумался об императорской короне. Удачливые римские полководцы обычно не церемонились с императорами. Особенно, с такими, от которых не было никакой практической пользы.

Но Аэций был редким для тех времен примером бескорыстного человека. Такого, который ставил благополучие страны выше своего личного. Он считал, что в турбулентные времена лучше бездарный император, чем смута в Империи.

И, конечно, император ненавидел своего полководца. Боялся его и завидовал ему. Считал, что сам он мог бы справиться не хуже, если бы ему только предоставилась такая возможность.

Поэтому, когда сенатор Петроний Максим обвинил Аэция в подготовке заговора, император охотно поверил этим обвинениям. У Петрония была для этой интриги глубоко личная и уважительная причина – он сам хотел стать императором. Но понимал, что этой мечте не суждено сбыться, пока у Валентиниана есть Аэций.

Все случилось в императорском дворце. Аэций докладывал о состоянии государственных финансов, когда Валентиан вдруг вскочил с трона и стал кричать, что он не потерпит больше такого предательства. Ошеломленный непропорционально резкой реакцией на предложения касательно вопросов налогообложения Аэций не успел прийти в себя, как император набросился на него с мечом.

Императорская свита пришла на помощь и великий человек был убит.

Валентиниан пережил своего полководца на шесть месяцев. Сенатор Петроний довел свой заговор до конца, убил императора и стал императором сам. Правда, он продержался лишь 70 дней. В Империи началась чехарда императоров. Вместо того, чтобы воевать с варварами римские полководцы предпочитали воевать друг с другом за императорскую корону. Ведь после Аэция не нашлось никого, кто бы ставил интересы страны выше собственных.

Формально Западная Римская Империя закончилась через 22 года. Фактически к этому времени от нее осталась одна Италия. Да и той управляли варварские вожди, в руках которых слабые императоры были лишь марионетками.

Много лет спустя историки назвали Аэция «последним римлянином». Писали, что вместе с ним «пала и Западная империя и благо государства». Ведь ни одна империя и ни одна власть не может устоять, если нет никого, кто готов во имя нее «самоотверженно совершать подвиги».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.1(78)