«Минск рискует превратиться в Москву»

У архитекторов разных поколений CityDog.by узнал, на какой город будет походить Минск в 2043 году, а заодно выяснил их отношение к новострою последних лет.

Георгий Заборский

Участвовал в разработке ТЗ инновационного кластера «Сколково», R&D-центра компании «Росатом», разработке стратегии развития востока Калининградской области. Один из создателей креативного кластера МЕ100 в Минске.

– Лет 30 назад Минск был олицетворением советской утопии больше, чем какой-либо другой город в Советском Союзе. У нас была стерта история до 1945 года, поэтому стала возможной реализация коммунистического идеала – города, полного общедоступных благ. И это хорошо получилось в Минске. Спокойный зеленый город с колоннадами и соразмерной застройкой – вот лицо советской утопии. Оно узнаваемо, оно ценится, оно комфортно.

Минск всегда сохранял соразмерность пешеходу. Но за последние три года мы сделали все, чтобы город свое лицо потерял. Из комфортного пространства с человеческим масштабом и общественным транспортом столица становится местом, где удобно только на личном автомобиле. Мы превращаемся в Москву: даже ничего не сносим, но добавляем новый масштаб, подавляя то, что есть.

Минск, как это ни смешно, переходит к либеральной модели застройки. Liberal Values, которые в советское время превратились в замечательное слово «лавэ», определяют. Если есть точка, из которой можно извлечь дополнительную прибыль, Минск это делает. Лучший пример – дом «У Троицкого»: он создает новую дорогую жилплощадь, но понижает стоимость застройки вокруг себя.

Минск превращается в Москву, без ее преимуществ, но с ее недостатками: вылетная магистраль проспекта Победителей с Олимпийским комитетом, «Минск-Ареной», торговыми центрами – это переход на новый масштаб. Тут уже неуютно без личного автомобиля или толпы, в которой можно затеряться.

Посмотрите на Кафедральный собор от Свислочи: на переднем плане новые, «как бы старинные» дома. Минчане очень боятся прошлого: сначала его старательно уничтожают, а потом строят копию. Новый старый город – это декорации, пусть и способные обмануть неискушенный взгляд, но крадущие у нас что-то глубокое.

Но есть и вторая тенденция – стремление работать с тем, что всегда отличало Минск, – с человеческим масштабом. Появляются первые проекты квартальной застройки, не похожие на обезличенные микрорайоны. Первые этажи на престижных улицах возвращаются к людям, пусть не в виде квартир, а в виде кафе, галерей. И самое главное: это делают отдельные, конкретные люди, их много, они доступны для общения.

Идеальный пример – то, как оживает Октябрьская: «НьюТон», «Zнята», маленькие офисы, коворкинг, студенческие общежития. Это пример того, как Минск может остаться Минском, если мы победим тягу к масштабу.

Продолжение статьи читайте тут.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)