Политика

Мельянцов: Вступит ли Беларусь в войну

Провластный политолог Денис Мельянцов – о возможном участии Беларуси в войне против Украины.

– По моим наблюдениям и имеющейся у меня информации, на данный момент вероятность вступления Беларуси в войну минимальна и постепенно снижается, – пишет Мельянцов. Объясню почему.

Фото Onliner.by

Помимо старых вводных (об этом ниже), события последних недель и месяцев не говорят нам о подготовке вторжения, а совсем наоборот.

В России прошла частичная мобилизация. Объективно это снижает необходимость для РФ задействовать белорусские ВС в своей операции. Раз уж Кремль решился на такую непопулярную меру, то мобилизационные мероприятия в РФ будут продолжаться и в будущем. Поэтому аргумент с нехваткой личного состава в вопросе втягивания Минска в войну работать не будет и впредь.

Как результат санкций и падения российского промышленного производства, белорусская промышленность полностью загружена для компенсации этого падения, в том числе по стратегически значимым направлениям.

Беларусь таким образом превращается в стратегически значимый для РФ район, дестабилизация которого будет иметь крайне негативные последствия для экономики РФ.

Происходит вывоз из Беларуси в РФ белорусских вооружений и военной техники (ВВТ) для нужд СВО. Что нелогично, если бы армия Беларуси готовилась ко вторжению или монтировалась ударная группировка РФ на территории Беларуси.

Помимо этого сохраняют свою актуальность и старые вводные, которые говорят о малой вероятности участия Минска в войне. Вот только основные из них.

Белорусская сухопутная армия слишком малочисленна (около 11 тыс.), чтобы играть сколь-нибудь важную роль в операции.

Такое участие может иметь только политический смысл (демонстрация союзничества), но другие политические и военные аргументы (избегание дестабилизации важного региона, прикрытие западного направления, сохранение лояльности элит и тп) перевешивают вероятные выходы от подключения ВС РБ к операции.

Белорусская армия не имеет боевого опыта и тем более боевого опыта применения совместно с ВС РФ. Из-за возможных организационных трений и недостаточного слаживания русским проще воевать самим, чем с участием небольшого контингента белорусов. Опыт операций США в Ираке и Афганистане хорошо демонстрирует эту проблему.

На юге Беларуси фактически отсутствует военная инфраструктура, на которую можно было опереться для проведения ударной операции, скажем, на Волынь.

Лукашенко последовательно, на протяжение многих лет отводил инфраструктуру от украинской границы и воздерживался от создания южного оперативного командования, и сейчас это играет в его пользу в деле уклонения от участия в конфликте.

Участие белорусской армии в войне крайне непопулярно среди белорусов. Такое решение может стать триггером очередной волны протестов и критического падения поддержки властей обществом.

В целом, вторую попытку вхождения на территорию Украины из Беларуси считаю маловероятной в ближайшие месяцы. Пока у РФ нет возможности создать ударную группировку на северном направлении - для этого нужно провести как минимум ещё одну мобилизацию.

Сейчас будет недостаточно иметь 30-40 тыс. военнослужащих для похода на Киев или Волынь. Эффект внезапности утрачен. Украинцы взорвали мосты, заминировали дороги, строятся оборонительные сооружения вдоль границы с Беларусью.

Учитывая лесисто-болотистую местность в этом районе, силами имеющихся там 20-25 тыс. украинских военных, имеющих боевой опыт, можно сдерживать до 100 тыс. нападающих.

Кроме того, в случае атаки с территории Беларуси российскому руководству (в силу важности Беларуси для РФ) нужно будет ещё и прикрывать весь белорусский фронт от возможных украинских контратак и ДРГ. А это более 1000 км.

При всем этом исключать вступление Беларуси в войну нельзя.

Во-первых, как уже не раз открыто заявляли белорусские высшие должностные лица, Беларусь вынуждена будет ответить на атаки со стороны Украины (в том числе с использованием белорусских формирований в составе ВСУ либо иных парамилитарных структур, поддерживаемых Киевом).

Во-вторых, при подключении к войне Польши Беларусь автоматически становится театром боевых действий, поскольку а) у Минска есть обязательства по прикрытию России с Запада в случае начала конфликта, б) на территории Беларуси размещены важные для РФ военные объекты и части единой системы ПВО, которые безусловно станут первыми мишенями для Войска Польского.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.1(21)