Филин

Юлия Кот

Марголин: «Обычно, если власть устанавливает препоны бизнесу, то и бизнес, и потребители находят как минимум два обходных пути»

Экономист — о тенденции сокращения количества ИП и перспективах частного бизнеса в Беларуси.

На начало 2023 года в Беларуси насчитывалось около 260 тысяч индивидуальных предпринимателей. При этом, как подсчитал Office Life, за прошлый год в стране зарегистрировались 15 495 ИП, а в ликвидацию ушли почти на 10 тысяч больше — 24 861.

Больше всего индивидуальных предпринимателей ушли из бизнеса в декабре — 5059, а чаще других ликвидировались ИП в розничной торговле, сферах транспорта и перевозок, оптовой торговле, IT-сфере.

Напомним, с 1 января 2023 года отменили «упрощенку» для предпринимателей, зато значительно повысили для них единый налог.

При этом на недавнем совещании по общественно-политической обстановке в Беларуси Александр Лукашенко неожиданно вспомнил о предпринимателях и поручил чиновникам разъяснить им принципы работы в новых условиях: «Взять на контроль, чтобы довели нашу политику в отношении индивидуальных предпринимателей».

По словам правителя, новый порядок налогообложения для ИП и самозанятых — шаг к тому, чтобы цивилизованно работать, а то «некоторые ИП (мы на них посмотрели) стали буржуями гораздо большими, чем те, кто сегодня фабрики-заводы тянет».

Чего добиваются власти, ужесточая условия для предпринимателей: хотят по максимуму «доить буржуев» налогами или загнать их на предприятия и в колхозы? Вопрос о том, к чему приведет такая практика, Филин обсудил с известным экономистом Львом Марголиным.

— Было бы понятно, если бы на фабриках и заводах были нормальные рабочие места — тогда было бы куда загонять работников, но в наших условиях и загонять особо некуда, — говорит экономист. — Поэтому единственная цель, которую можно выловить из этих действий и которую, собственно, Лукашенко не скрывает — лишить предпринимателей благоприятных условий (как ему кажется, эти условия были слишком уж льготными).

Он не понимает и никогда не понимал, сравнивая ИП с фабриками и заводами, что у предпринимателей по определению должны быть иные, более льготные условия.

В отличие от предприятий, государственных или частных, государство не несет никакой ответственности за предпринимателя: не вкладывает в него, не гарантирует ему никакие социальные условия. Вся ответственность лежит на самом предпринимателе: хочешь получать минимальную пенсию — платишь минимальный взнос в ФСЗН, хочешь получать пенсию поприличнее — подумай, как увеличить свои платежи.

Такая ситуация, отмечает эксперт, предполагает и меньшее вмешательство государства в дела предпринимателей: те не требуют себя обеспечивать, но взамен ждут, чтобы государство дало им спокойно работать. Но белорусское государство, в свою очередь, с этим не согласно, и то и дело меняет и ужесточает правила работы.

— Поэтому ничего удивительного, что количество предпринимателей за последний год уменьшилось. Прежде всего, это связано с  их отъездом за рубеж (это инициативные и достаточно квалифицированные люди).

Что же касается декабря месяца и розничной торговли, которая лидирует по числу ликвидированных бизнесов, — это как раз прямой результат тех изменений, которые были внесены в Налоговый кодекс Беларуси и касались предпринимателей. Для них ликвидировали упрощенную систему налогообложения — а это, я бы сказал, было одним из немногих приобретений, которые действительно способствовали развитию предпринимательства в стране.

Хотя и там им спокойно жить не давали. Сначала было два варианта налогообложения по УСН, можно было платить 5% от валового оборота или 3% от валового дохода, за вычетом стоимости товара, потом эту возможность ликвидировали, увеличили ставку до 6%. Потом сократили перечень видов деятельности, облагаемых единым налогом, а ставки повысили в несколько раз.

Больше всего, по словам экономиста, на себе эти неблагоприятные изменения прочувствовала самая многочисленная часть ИП — розничная торговля.

— Для этой сферы фактически остались два варианта, — констатирует Лев Марголин, — либо единый налог, который параллельно существовал все это время и был отдан на откуп местным властям, а те постоянно «затыкали» им дыры, либо общая система налогообложения.

Что такое общая система налогообложения для ИП? Это ярмо, потому что для того, чтобы вести учет затрат, всех транзакций, ему нужно иметь бухгалтера. Можете себе представить, что такое для индивидуального предпринимателя, торгующего на рынке, завести себе персонального бухгалтера… 

Поэтому естественно, что многие из них, особенно в декабре, решили прекратить свою деятельность — на время или постоянно, в зависимости от того, как пойдут дела.

Но учитывая последние высказывания Лукашенко о том, что все делается для их же пользы и что предприниматели, все взвесив, поймут, как это хорошо — думаю, ничего они не «поймут». И можно рассчитывать либо на увеличение числа желающих выехать за границу и работать там, либо на расширение теневых секторов в экономике — черного, серого и так далее.

Лукашенко поручил правительству «еще раз встретиться с предпринимательским сообществом и переговорить», сделав особый акцент: разъяснения необходимы, чтобы «очумевшие» люди не вышли вновь на улицы.

— Конечно, будут разъяснять, но это мало что даст, — считает Лев Марголин. — Потому что сами «разъяснители» не понимают толком последствия своих действий. Чего стоило только заявление о том, что вновь введенный порядок экзаменов сделает ненужными репетиторов!

Последствия избранной властями тактики, по мнению эксперта, на поверхности — «достаточно пройтись по любому торговому центру или рынку, увидеть закрытые роллеты, которые еще вчера были открыты». С большой вероятностью, торговля уйдет в тень и продавцы будут взаимодействовать с покупателями помимо прилавков, кассовых аппаратов — и, кстати, налогов, о которых так печется правительство.

Выходит, на словах заявляя, что все делается для цивилизованной работы предпринимателей, на практике власти уводят эту сферу все дальше от цивилизации?

— Безусловно. Если считать цивилизованным путем тот, когда все, как в армии, идут строем и только в ногу, то мы движемся в этом направлении. Если же считать цивилизованным путем различные способы ведения бизнеса (и чем их больше, тем лучше, потому что ни один контролирующий орган не придумает столько идей, сколько человек, который работает на себя, на свою семью), то мы от этого далеки. Именно поэтому те, кто помнит социалистическое прошлое, вспоминают прежде всего наш ненавязчивый сервис: «бери, что дают», «ешь, что дают», «вас мало, я одна».

Единственное, что меня успокаивает — обычно, если власть устанавливает какие-то препоны бизнесу, то и бизнес, и его потребители находят как минимум два обходных пути: один слева, один справа, — говорит экономист.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(36)