Максим Алейников: «Весь так называемый «белорусский шоу-бизнес» построен на отхватывании куска у государства»

Вот уже несколько лет в Беларуси существует 75 процентная квота для отечественной музыки в эфире FM-станций. Однако до сих пор настолько откровенно механизмы поддержки этого местного «ноу-хау» не раскрывал никто. «В Беларуси была создана музыкальная армия, на содержание которой уходили миллионы долларов. Но в ближайшее время ее не станет», — уверен эксперт «Завтра твоей страны» продюсер Максим Алейников.

— Можно сказать, что до появления знаковой 75-процетной квоты в Беларуси не было качественной популярной музыки, а царила эстрада 80-х. Безусловно, были люди, которые хотели делать что-то новое и качественное, но у них не было возможности реализоваться. Телеканалы брали только «нафталин», а радийщики, посмотрев телевизор, изначально предвзято относились к соотечественникам.

Новое поколение музыкантов не могло самостоятельно пробить себе дорогу на большую сцену. Единицы пробовали уезжать в Москву. Остальные сидели в подвалах, пели в ресторанах или просто мечтали о чуде.

Возможно, события так и развивались бы, если бы не Алексей Хлестов. Я не буду вдаваться в подробности, почему Леша решил запеть. Но, скажем так: у него были деньги, у меня были песни, и мы начали сотрудничать.

Композиция «Ответь мне, почему?», вошедшая в первый альбом, сломала стереотип о том, что в Беларуси не бывает форматной популярной музыки. Эта песня в 2003 году была самой ротируемой на территории Беларуси. Более того, без каких-либо просьб или финансовых вливаний, радиостанции крутили ее чаще остальной российской и западной музыки. Вслед за ней практически весь альбом Хлестова попал в ротацию.

Это создало прецедент на рынке. С одной стороны, « эстрадная верхушка» увидела, что с «низов» резко повалило что-то неконтролируемое. То, что по популярности в разы превосходило все мыслимые для нее категории, причем, это произошло без какой-либо поддержки государственных или окологосударственных структур!

С другой стороны, «мечтатели» увидели, что хороший репертуар способен сам себе пробить дорогу. В результате к концу 2003 года радиостанции были завалены так называемыми «творениями». Что-то, совсем немного, даже попадало в ротацию. Так на рынке начал появляться белорусский продукт.

— Кто были эти исполнители?

— Я не хотел бы переходить на личности. Но многие из этих людей сейчас среди публичных персон.

— Что же было дальше?

— «Верхушка», естественно, захотела того же. Но кроме музыкальной редакции БТ, которая ее лелеяла, она была не нужна никому. Отдельных личностей это стало сильно нервировать. И вместо того, чтобы задуматься о репертуаре, начались жалобы в высшие государственные органы: почему какого-то Хлестова крутят, а нас нет?! В итоге эта волна протеста возымела действие.

«Деньги получали не Мадонна или Меладзе, которых реально больше всех крутили, а белорусские авторы»

— Сначала ведь было принято решение о том, что в эфире FM-станций должно быть 50 процентов белорусской музыки?..

— Да, первым было именно такое решение. Правда, в нем еще не было какой-то конкретики.

Радиостанции застонали. Ведь на то время не существовало достаточного предложения от исполнителей, чтобы эти самые 50 процентов реализовать. То, чем они обладали, это было несколько артистов, которые делали более-менее приличную музыку. Остальное — полный шлак, который было стыдно ставить.

И что FM-станции начали делать? Ставить шлак в ночной эфир! В итоге примерно тридцать из пятидесяти процентов его крутилось ночью. Таким образом, существенных результатов для заинтересованных лиц это решение не принесло.

Тогда государство сделало радикальный шаг. Была введена 75-процентная квота, для воплощения которой в жизнь начали выделяться огромные средства. Объясню, на что был ориентирован бюджет. Раз радиостанции нуждались в продукции, раз был спрос, значит, было необходимо создать предложение.

Но песня — это не только исполнитель. В первую очередь, это автор. И чтобы стимулировать авторов, государство решило делать то, что вряд ли где-либо практиковалось. Белорусское авторское общество (теперь Национальный центр интеллектуальной собственности), после выхода соответствующих распоряжений, начало собирать деньги за авторские права. То есть магазины, гипермаркеты, кафе и прочие организации, даже косвенно использующие какую-то музыку, стали выплачивать за это деньги.

БАО резко начало получать огромные средства. Все они распределялись и распределяются между местными авторами, несмотря на то, что в большинстве случаев это деньги не только и не столько белорусов, а композиторов и поэтов из других стран.

Соответственно, был создан механизм: вот, пожалуйста, пишите! И чем больше пишете — тем больше получаете!

В конце концов, за счет государства месячная зарплата рейтинговых авторов до нового года — 2009-го — составляла примерно 1,5 тысячи долларов в эквиваленте. То есть, эти деньги получали не Мадонна или Меладзе, которых реально больше всех крутили, а вот эти белорусские авторы, в то числе и я.

— Но ведь с точки зрения международного авторского права — это незаконно?

— Это спорно, безусловно.

Кроме того, государство начало стимулировать телеканалы, появилось множество новых музыкальных проектов. Можно представить, какие на это выделялись деньги…

В итоге масса людей стали публичными, а со стороны СМИ — в первую очередь телевидения, потом радио, и, наконец, газет, — появился колоссальный спрос на информацию. Ведь если раньше было вообще не о ком писать, то вот — перед глазами оказался целый легион раздутых «звезд».

Так в музыкальную среду начали лезть «и жук и жаба». Всю эту армию, поскольку это стало государственным проектом, нужно было как-то содержать. Появилось множество концертов, финансируемых из государственных, областных или городских бюджетов. Множество исполнителей, которые ничего в этой жизни не добились, но на которых был создан искусственный спрос, стали за счет количества этих самых концертов зарабатывать 3-4 миллиона рублей в месяц. При этом им не надо было развиваться: достаточно просто иметь песню в репертуаре, которая хотя бы пару раз крутилась в радиоэфире.

Почему эта «музыкальная армия» в ближайшее время «умрёт» читайте здесь.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)