Комментарии
Светлана Калинкина, «Народная воля»

Люди-экспонаты

Странно мы живем. Что для других — стыд и позор, для нас — обыденность. Что для других — норма, у нас — преступление.

…Ко Дню независимости белорусов решили поздравить праздничными плакатами. Редкий случай — но в честь национального праздника их напечатали на белорусском языке. Правда, с ошибками. Вместо «З Днём незалежнасці Рэспублікі Беларусь!» получилось «С Днем незалежнасці…» Теперь буковку «С» заклеивают.

И самое удивительное, что никто не сгорел со стыда. Наоборот, похвалили за то, что ошибка вовремя обнаружилась. А ведь могло и так случиться, что висели бы эти плакаты, написанные и не по-русски, и не по-белорусски. Подумаешь, важность — не знать родного языка!..

Или вот еще пример, когда другие бы от позора за сердце хватались, а у нас история просто к слову пришлась.

Выступает первый вице-премьер правительства перед депутатами. Рассказывает о работе славной белорусской промышленности. Ясное дело, что катастрофы нет, все совсем неплохо, и успехи у нас, и проценты, и прогнозные показатели в целом выполняются. Но… «Мы где-то года два назад привезли китайцев на льнокомбинат, — рассказал Владимир Семашко. — Они зашли в ткацкий цех и сначала удивились. Они думали, что попали в музей. Потом заулыбались: «Вы на этом работаете?..»

Конечно, китайцам смешно и забавно вдруг увидеть, на каких музейных экспонатах работают в цивилизованной европейской стране, которая миру мозги прожужжала рассказами о сотворенном экономическом чуде, мудром руководстве, правильности избранного пути. А тем временем белорусский лен, можно сказать, выродился. В мире он на пике спроса, цены — астрономические, но страна, где сам Бог велел лен выращивать, и льноводство убила, и льнопереработку. Не иначе, от большого ума, который вряд ли кому в мире по силам понять. А уж китайцам — так и подавно.

Потому что Китай за два десятилетия реформ превратился из нищей и голодной страны в державу мирового уровня, они знают, как много можно сделать и за пять лет, и за десять. Ну а нам 18 лет — не срок, нам времени не хватило.

Кстати, тот же Владимир Семашко, говоря о том, что не везде все получается, честно признал: “Чего не хватает? Мозгов не хватает!”

Да, мозги это, похоже, реальная проблема. Потому что иногда мир удивляется, насколько они у нашей бюрократии своеобразные.

Например, некоторое время назад хитом интернета стала новость про то, как белорусские власти попросили согласовать название общественной организации “Пантелеймон” со… Святым Пантелеймоном.

Была такая история, когда слонимский активист, известный в городе врач Иван Шега решил зарегистрировать общественное информационное учреждение для пациентов «Пантелеймон». Название выбрал в честь Святого великомученика Пантелеймона, который, согласно церковному преданию, помогает избавляться от телесных и духовных болезней. Около 15 различных отрицательных ответов получил Иван Шега, будто он задумал создание чего-то супер-пупер крамольного. Но последний ответ оказался достоин премии “Нарочно не придумаешь” и, естественно, был высмеян и русскоязычными, и иностранными СМИ.

Из Единого государственного регистра Гродненской области Ивану Шеге ответили, что «не допускаются к согласованию собственные имена лиц, если они не совпадают с именами учредителей и учредители не получили разрешения таких лиц (их наследников)». Каким образом можно обратиться за согласованием к Святому Пантелеймону, жившему в конце III — начале IУ века, в Госрегистре не задумались. Но уровень бюрократической фантазии мир оценил. Редкое СМИ пропустило такую глупость.

Естественно, мир над нами смеется. Они же не живут во всем этом — им от нашей глупости и весело, и дико, и странно… Иногда — совсем не понятно, как такое может быть в ХХI веке.

Зато совсем не весело нам. Потому что за подобную новость белорус может и в тюрьму угодить. Ведь в белорусском Уголовном кодексе есть статья “Дискредитация Республики Беларусь” — до двух лет лишения свободы. А к ней еще и уголовная статья “Клевета” добавляется — это если персонально какого-нибудь чинушу обидишь.

Журналисту Андрею Почобуту реально грозит до пяти лет лишения свободы за то, о чем говорила если не вся страна, то добрая ее половина. И это уже совсем не шутки. Потому что в цивилизованных странах вообще не знают такого уголовного преступления, как клевета. Что-то про кого-то не то сказал или написал — есть Административный кодекс, максимальное наказание — штраф. И такой подход не только на Западе, в странах развитой демократии. В России, в Молдове, в Украине, в Кыргызстане, даже в Таджикистане исключили клевету из УК.

А у нас, в европейском государстве, — тюрьма, застенки, наручники, надзиратели… И попробуй скажи что-нибудь о бессмысленной, нецивилизованной, немотивированной жестокости белорусского режима. В ответ нескончаемым потоком польется: “клевета”, “дискредитация”, “пятая колонна”, “информационная война”, “кругом враги” …

Современная Беларусь — это какая-то страна парадоксов. На родном языке написать поздравление с главным государственным праздником не умеем, а хвалимся, что наше государство состоялось. Говорим, что у нас сильная власть, но ни одна, самая слабая, власть в странах-соседях так, как наша, свободного слова не боится. Чиновникам любая глупость, любое вранье прощаются, они государство априори не дискредитируют. А если ты не чиновник и что-то не то иностранцам сказал, то можешь быть наказан по всей строгости закона…

Китайцы на Оршанском льнокомбинате веселились, потому что подумали, что попали в музей. А ведь, если подумать, то вся Беларусь — это своеобразный музей, а мы в нем — этакие люди-экспонаты. Цивилизованный мир смотрит на нас, как на какое-то застывшее в своем развитии племя, и не понимает: смеяться им над нами или уже бояться.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)