Общество
Семен Печенко

«Людей зацепили слова Короткевич о том, что власть застряла в 90-х»

«Салідарнасць» попыталась разобраться, чем так привлекло жителей белорусской глубинки выступление кандидата в президенты.

На выходных побывал на родине. Первое, что бросилось в глаза — до выборов осталось две недели, а наглядной агитации практически нет. Лишь информация о самих выборах на входе в дом культуры да пропагандистский плакат на стене здания правления местного СПК. К слову, не увидел портретов кандидатов и в соседних Кореличах.

Внешне казалось, что выборы здесь мало кого интересуют, даже представителей властей, не торопившихся разместить на досках объявлений информацию о претендентах на высший пост.

Из разговоров с родными и земляками узнал, что это не совсем так.

— Многим понравилась Татьяна Короткевич. Молодая, красивая, говорит складно, — рассказали земляки. — Людей зацепили ее слова о том, что власть застряла в 90-х. А ведь точно подметила: и правда — ничего годами не меняется.

Пойдут ли земляки голосовать за Короткевич, сложно сказать. Об этом предпочитают не распространяться, опасаясь последствий за «неправильный» выбор. И в нежелании, замешанном на страхе, также просматривается многолетняя стабильность.

Чем же слова Короткевич о 90-х так зацепили моих земляков? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, я вспомнил лето 1994-го. В то время в окрестностях, даже таких небольших и небогатых райцентров, как Кореличи, разрастались коттеджные поселки, так называемые «царские села». Я помню, как деревенские мужики невесело шутили про то, как им не хватает для справедливости гранатомета.

Обещания кандидата в президенты Лукашенко на следующий же день после избрания пересадить всех коррупционеров и казнокрадов принимались на «ура».

Спустя 21 год, объявивший когда-то войну дворцам, их избранник живет в элитном поселке в окружении приближенных чиновников. А мечтавшие о гранатомете мужики по-прежнему ютятся в своих хатах, в лучшем случае обшитых бюджетным сайдингом.

Да, многие деревенские дома уже не те, что были в 90-х. Сайдинг, стеклопакеты, а кое-где и металлические двери. Газовые котлы и водопровод. Интернет и спутниковые тарелки. Но будем реалистами — на дворе ХХІ век и Беларусь все же не Северная Корея. Да и все это дается тяжким трудом.

Ведь сам уклад деревенской жизни практически не изменился, натуральное хозяйство никуда не делось. Чтобы выжить, большинству сельчан недостаточно одной зарплаты. Это касается не только работников сельхозпредприятий, но и сельских учителей.

Неизменными остались и унизительно низкие закупочные цены на сельхозпродукцию. В магазине висят расценки — 600 рублей за килограмм яблок. Что это, как не издевательство?

Да что там 90-е? Последняя пятилетка Лукашенко особенно подкосила сельчан. Две девальвации урезали и без того нищенские зарплаты. Африканская чума свиней и последовавшие за ней санитарные меры лишили их традиционного источника живых денег. Град налогов и пошлин, начиная с автомобильных, которые спровоцировали людей на покупку автохлама.

Уже этого неполного списка достаточно, чтобы дать повод даже самым ярым приверженцам власти разочароваться в ней и начать присматриваться пусть и к призрачной, но альтернативе.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)