Филин

Виктория Прокопович

Лузгина: «Чиновники не хотят терять контроль, поэтому не рискуют отменять регулирование цен»

Эксперт — о том, почему правительство не отказывается от ручного управления экономикой.

Правительство Беларуси внесло корректировки в постановление №713, согласно которому с осени 2022 года в стране действует новая система регулирования цен. Цель нынешних изменений, как заявили в Совмине, — «создание условий для продвижения на внутреннем рынке товаров отечественного производства».

В документе, опубликованном на национальном правовом интернет-портале, торговле дают чуть больше свободы маневра, а белорусским производителям предлагаются более привлекательные условия для продвижения товаров.

Например, норматив рентабельности, при котором не нужно согласовывать повышение цен на новые потребительские товары, увеличили с 10% до 20%, также не нужно заново согласовывать цены, если изменилось название товара. Распоряжение госорганов отменить повышенную отпускную цену можно будет выполнить за три дня, а не один, как ранее.

Из перечня регулируемых товаров убрали некоторые позиции, в том числе рыбу лососевых, осетровых, тунцовых пород, мытые овощи, говяжий фарш, электрические зубные щетки, пальто и куртки из натуральной кожи.

Означает ли корректировка, что правительство постепенно отходит от жесткого ценового регулирования, или о либерализации говорить рано? И как это отразится на конечных потребителях? Эти вопросы Филин обсудил со старшим научным сотрудником BEROC Анастасией Лузгиной.

Анастасия Лузгина

— На мой взгляд, скорректированное постановление вводит определенные послабления с точки зрения ценообразования, — отмечает экономист, — хотя в большей степени это касается отечественных товаров.

Будут ли снижаться цены? Цены продолжат в в течение года расти, но более медленными темпами. Хотя летом традиционно будет снижение по ряду товарных позиций. Но эти процессы не связаны с приемом этого документа. Он, наоборот, дает больше свободы для ценооборазования.

Например, если в предыдущей версии постановления была указана рентабельность по новым товарам, при которой не требуется согласование для повышения цен, 10%, то теперь это 20%. Это же касается и товаров, по которым изменились технические регламенты и требования — производители смогут сами устанавливать на них цены, без согласования с Министерством антимонопольного регулирования и торговли.

Эксперт также обращает внимание на преференции для отечественных товаров:  разрешено не применять предельные максимальные торговые надбавки, если речь идет о реализации непродовольственных товаровприобретенных в фирменных либо интернет-магазинах производителя:

— Это также говорит о том, что при продаже белорусских товаров, если нет дополнительных посредников, продавцы могут формировать цены более гибко.

Еще один любопытный момент — статья про заключение договоров на потребительские товары, которые произведены в РБ, и непродовольственный импорт. Когда розничная сеть заключает договор с поставщиком, то не должны применяться никакие дополнительные сборы за продвижение этих товаров внутри торговой сети. Раньше ритейл мог устанавливать эти сборы за более выгодное размещение товара в своих магазинах, сейчас вопросы снижения дополнительных издержек прописаны достаточно детально.

Таким образом, с одной стороны, мы видим некоторую либерализацию по сравнению с прошлым постановлением, принятым еще с осени прошлого года, а с другой — упор делается на отечественные товары, чтобы облегчить их продвижение на рынке, поддержать еще больше белорусских производителей.

Впрочем, подчеркивает Анастасия Лузгина, несмотря на некоторое смягчение, основы постановления №713 остаются неизменными: все так же существует перечень товаров, цены на которые регулирует государство, и как минимум до конца 2023 года, о чем ранее сообщал глава МАРТ, эти правила будут действовать.

— Чиновники не хотят терять контроль за ценами, поэтому не рискуют отменять введенное регулирование, но некоторые косметические изменения вводятся, — отмечает экономист. — Полагаю, что в принципе ситуация с ценами стабилизировалась бы и без госрегулирования, потому что в первой половине года действовали факторы, которые сдерживали инфляцию. Это и снижение цен на энергоресурсы на мировом рынке, и ограниченный потребительский спрос.

А вот что будет с ценами в будущем, и как отразится нынешнее постановление на конечном потребителе? Дело в том, что регулирование регулированием, но цены могут продолжить расти.

По прогнозам международных организаций, например, Евразийского банка развития, к концу года в Беларуси ускорится рост цен. Но не потому, что правительство приняло меры по либерализации ценообразования, а потому, что действуют и другие факторы: рост кредитования, в целом внутреннего спроса в стране, изменение курса белорусского рубля.

Эти фундаментальные факторы как раз воздействуют на долгосрочную динамику цен и определяют их изменение. А документы Совмина, скорее, являются частью ручного управления и увеличивают во времени процессы инфляции — цены растут не так быстро, но, тем не менее, рост все равно есть. И он ускоряется, если на то есть объективные причины.

По оценкам экономиста, летом, скорее всего, мы увидим замедление и даже снижение из-за сезонных факторов — дешевые фрукты и овощи. Но восстановление внутреннего спроса и рост зарплат в любом случае будут стимулировать и дальнейшее подорожание товаров. Вероятно, понимая это, власти и не отменяют госрегулирование, чтобы в любой момент, когда потребуется, «подкрутить гайки» и сдержать цены еще на какое-то время.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(7)