Филин

Валерия Уласик

Лузгина: «Беларусь становится все более зависимой от России»

Экономист в комментарии Филину — о планах властей диверсифицировать доходы нашей страны.

Александр Лукашенко на встрече с новоназначенным вице-премьером Петром Пархомчиком поручил ему не допустить снижения белорусского производства, передает пресс-служба правителя: «Наша задача одна в экономике — не упасть ниже прошлого года».

Кроме того, Лукашенко предложил вице-премьеру не терять европейские рынки, а также еще активнее развивать африканское направление, в особенности — Зимбабве.

Филин обсудил со старшим научным сотрудником BEROC Анастасией Лузгиной положение дел в отечественной торговле и перспективы поставленных Лукашенко задач.

Анастасия Лузгина

— Нужно понимать, что люди в правительстве не сидят на месте, а стараются найти пути реализации белорусских товаров и услуг, потому что наша экономика — открытая экономика. То есть, страна как много покупает на внешних рынках, так, соответственно, и продает. Это было всегда.

Важными партнерами для нашей страны являлись европейские государства, граничащие с Беларусью. На западные рынки мы экспортировали те же нефтепродукты, калийные удобрения, которые сейчас находятся под санкциями.

Похожая история и с Украиной, которая была одной из лидирующих по экспорту стран. После февраля этот рынок для Беларуси чуть ли не полностью закрылся. Все это большие и важные рынки, которые наша страна в значительной степени потеряла.

Что касается экспорта в Зимбабве. Надо понимать, что африканские страны, во-первых, далековато от нас находятся. Во-вторых, это бедные страны. Вероятность нарастить экспорт туда в теории существует, но опять же тут встают вопросы их возможности, заинтересованности и платежеспособности.

Важный момент здесь — вопрос с расчетами. Вне зависимости от того, говорим мы об экспорте или об импорте. Сейчас многие компании сталкиваются не с проблемой поставки товаров, а с проблемой оплаты либо получения денег за эти товары.

По некоторым позициям расчеты могут идти до двух месяцев либо же вообще не доходить. Опять же, это связано с санкциями, наложенными на часть белорусских банков. Фактор с реализацией платежей менее заметен, но очень значителен. Ведь если не будет денег, то и не будет никаких поставок.

В более спокойные и успешные времена у Беларуси всегда стояла задача диверсификации торговли. Сейчас этот вопрос никуда не уходит, но пока у нас получается, что увеличивается доля именно одного рынка. Ведь с Россией в этом плане все сильно проще: у них своя платежная система.

Вне зависимости от санкций с РФ можно торговать, что Беларусь сейчас и делает: экспорт туда растет. Однако это не самый лучший вариант, потому что торговля все больше сконцентрирована на одной стране. И пусть это большой рынок, однако таким образом Беларусь становится все более зависимой от России.

То же самое касается и инвестиций. Европейские западные государства — это поставка не только денег, но и технологий. Зимбабве же вряд ли может поставить в Беларусь какие-то технологии, эта страна объективно не такая развитая.

Как я уже говорила ранее, существует проблема и в белорусском IT-секторе, который ориентирован на Запад и США. Сегодня многие клиенты не хотят, чтобы их проекты реализовывали айтишники из Беларуси. Как по политическим соображениям, так и по соображениям безопасности, в том числе финансовой.

Поэтому многие отечественные компании полностью либо частично релоцируют свои офисы и сотрудников за границу. Это значительные потери для белорусского рынка.

Также не стоит забывать, что у Беларуси есть и конкуренты в этой сфере. Та же Россия, озабоченная развитием своего IT-сектора; Украина, у которой этот сектор вообще показал рост в текущем году, несмотря на военные действия на территории страны.

Это все очень большие проблемы и риски для будущего развития экономики Беларуси. Нельзя, конечно, сказать, что экономика сейчас возьмет и встанет. Конечно, этого не случится. Идет переориентация на российский рынок, находятся новые рынки, тот же Казахстан, Африка. Стараются договориться с отдельными предприятиями, компаниями. Но опять-таки это связано с дополнительными издержками, временем и с проблемами в расчетах.

— Какие перспективы у задачи в экономике «Не упасть ниже прошлого года»? Можно ли уже делать прогнозы?

— Сложно предугадать, ситуация достаточно динамично меняется. Например, спад российской экономики будет, скорее всего, меньше, чем прогнозировалось.

Однако с учетом того, что сейчас наблюдается снижение ВВП уже более 5%, вряд ли Беларусь сможет выйти хотя бы на нулевой результат к концу года. На мой взгляд, остается только вопрос, каким будет это снижение. Возможно, мы уже достигли дна, а теперь немного стабилизируемся на этом уровне либо снижение ВВП станет немного меньше.

Тем не менее в любом случае будет зафиксировано сжатие белорусской экономики. Нельзя просто так выровнять значительное ухудшение экономических условий в стране буквально за несколько месяцев.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(17)