Политика
Михаил Зыгарь, Русский Newsweek

Лукашенко решил расстаться с Колей?

Александру Лукашенко предстоят трудные времена.

Рассказывают, что он решил расстаться со своим сыном Колей. Скоро ему исполнится шесть лет, поэтому президент намерен отправить сына в кадетский корпус, где его будут воспитывать со всей строгостью.

Самому Лукашенко в это время тоже будет не до отдыха — ему предстоят президентские выборы и сложнейшая борьба с Россией. Но пока Коле еще нет шести, белорусский лидер ни в чем ему не отказывает. Сын сопровождает его во всех официальных визитах. В прошлую пятницу в Москве, например, когда Лукашенко-старший посещал ВНИИ электромеханики, Лукашенко-младший осматривал вместе с ним белорусский спутник.

Москва вступила в предвыборную кампанию в Беларуси. Дата выборов президента еще не назначена, но и Москва и Минск уже всерьез к ним готовятся.

В прошлую пятницу президент Лукашенко приехал в Москву — встречаться и с Дмитрием Медведевым, и с Владимиром Путиным. А тем временем российский посол в Минске Александр Суриков дал развернутую пресс-конференцию. Сначала он пригрозил, что, если Лукашенко не захочет подписывать или ратифицировать Таможенный кодекс, Россия и Казахстан сформируют общую таможенную границу — «со всеми вытекающими последствиями». То есть введут таможенные посты на границе с Беларусью, уничтожив существующий с 2004 года российско-белорусский двусторонний таможенный союз.

Потом посол обвинил Беларусь в срыве газовых договоренностей. И, наконец, стал нахваливать белорусскую оппозицию, сказав, что активистов движения «Говори правду!» он, на месте Лукашенко, «обнял бы и приласкал».

«Такими заявлениями Лукашенко «дергают за усы», — говорит близкий к Кремлю источник Newsweek.— Москва любит заигрывать с белорусской оппозицией, и он всегда от этого бесится».

Но борьба против Лукашенко не ограничивается устными выпадами. Москва давит со всех сторон — в первую очередь в ходе переговоров по поводу создания Таможенного союза.

Осенью прошлого года, подписывая соглашение о вступлении в Таможенный союз с Россией и Казахстаном, Лукашенко полагал, что это гарантирует ему льготы и денежные средства, которых будет достаточно, чтобы провести выборы. Но пока происходит наоборот. Россия отказывается финансировать будущую предвыборную кампанию Лукашенко и провоцирует его на новые скандалы.

ДЕНЬГИ НА ВЫБОРЫ

21 мая премьер-министры трех стран Таможенного союза — Владимир Путин, Карим Масимов и Сергей Сидорский — собрались в Константиновском дворце под Петербургом, чтобы снять все спорные вопросы по поводу Таможенного кодекса. Россия и Беларусь никак не могли согласовать таможенные пошлины на нефть и автомобили.

Переговоры затянулись едва ли не за полночь, и тогда российский первый вице-премьер Игорь Шувалов впервые вслух высказал то, о чем думали многие: если Беларусь продолжит упираться, то Россия и Казахстан создадут Таможенный союз вдвоем. Через неделю, 28 мая, Сергей Сидорский просто не приехал на церемонию подписания документов. Россия и Казахстан их подписали.

Источник, близкий к правительству Беларуси, считает, что подписание сорвалось из-за приближающихся выборов: «И сумасшедшие темпы создания Таможенного союза, и внезапный срыв подписания документов — все это довольно далеко от экономики. Это чистая политика».

Собеседник Newsweek утверждает: Лукашенко просто не мог ввести заградительные пошлины на ввоз иномарок, тем более перед выборами, — слишком болезненная и непопулярная мера. Но еще страшнее для белорусской экономики — отказ России отменить пошлины на нефть. 1 июня в Минск отправился идейный вдохновитель Таможенного союза Игорь Шувалов. Встретившись с ним, Лукашенко передумал и согласился подписать документы.

«Он, конечно, подпишет. Но и в этой ситуации он должен выглядеть победителем, — считает белорусский политолог Леонид Заико. — Он должен показать, что он защитник суверенитета и он же радетель за славянское единство. Важно продемонстрировать, что только от его подписи все зависит и что и его уважают».

Однако, помимо собственного имиджа, Лукашенко очень нужны деньги. Он пообещал избирателям зарплату 500 долларов к концу года. А сейчас набирается только на 340 долларов, отмечает Заико.

«Это как в Простоквашино: чтобы что-то купить, в данном случае электорат, нужно сначала что-то продать», — рассуждает политолог. Поэтому Лукашенко предложил России контрольный пакет акций «Белтрансгаза» (сейчас у «Газпрома» уже есть 50%) за поставки газа и нефти по внутрироссийским ценам.

Еще Лукашенко предложил продать Мозырский нефтеперерабатывающий завод. А в конце прошлой недели парламент Беларуси принял решение об исключении «Беларуськалия» из списка предприятий, не подлежащих приватизации.

В прошлую пятницу Игорь Сечин, не дожидаясь, пока Лукашенко встретится с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, заявил, что России не нужны белорусские предприятия и прощать долги она не намерена, поэтому решить проблемы можно «только оплатой». Это значит, что уступки Лукашенко признаны недостаточными и давление будет продолжено.

МЕЛКИЕ ПАКОСТИ

Самая серьезная проблема Лукашенко заключается в том, что у него очень много врагов в Москве. О его взаимной ненависти с помощником президента России Сергеем Приходько ходят легенды. Его не жалует вице-премьер Игорь Сечин. Белорусский президент не раз позволял себе личные оскорбительные выпады в адрес министра финансов Алексея Кудрина и даже самого премьера Путина.

Впрочем, он считает, что всегда сможет найти таких собеседников, которые встанут на его сторону. Поэтому, замечает источник, близкий к администрации российского президента, Лукашенко всегда подчеркнуто вежлив и любезен с Дмитрием Медведевым. Более того, он пытается сыграть на противоречиях в российском тандеме.

Рассказывают, что в прошлом году, когда президенты посещали совместные военные учения «Запад-2009», Лукашенко при большом количестве свидетелей вдруг начал объяснять Дмитрию Медведеву, что все важные дела должны решать они, президенты. А обращать внимание на премьеров не нужно — мол, премьер, сегодня есть, а завтра уже может быть уволен.

В Кремле, конечно, не питают иллюзий, что Лукашенко удастся сместить. Идеальным сценарием, размышляет источник Newsweek, был бы «шаймиевский сценарий» — чтобы он сам согласился отойти в сторону, назначив себе преемника.

Однако Лукашенко не станет даже обсуждать такое предложение. Понимая, что его победа на очередных выборах почти неизбежна, Москва не откажет себе в удовольствии поддержать белорусскую оппозицию — просто чтобы позлить батьку.

Еще один новый метод работы Кремля — это честное освещение ситуации в соседних странах на российском телевидении. Этот прием уже был отработан на Киргизии — серия разоблачительных репортажей о семье Курманбека Бакиева на российских телеканалах возымела невероятный эффект. В считанные дни по всей стране начались стихийные антиправительственные выступления, а чиновники, уловившие сигнал из Москвы, не сопротивлялись.

«Зачастую они просто отдавали восставшим ключи от зданий администрации и уходили домой — всем было ясно, что Москва уже не будет выручать Бакиева», — вспоминает высокопоставленный киргизский чиновник.

С Беларусью такого эффекта не добиться, но Москва, конечно, будет предоставлять трибуну белорусской оппозиции. Это хороший рычаг давления.

Финансовые трудности в Беларуси нарастают, потому Лукашенко и нервничает. Впрочем, среди российских чиновников существует консенсус — лучше не слишком торопить события, чтобы не повредить.

Белорусский президент хорошо умеет объяснять гражданам, что все их экономические трудности — из-за злой воли Москвы. Недавно, к примеру, он говорил, что сокращает чернобыльские выплаты, потому что Россия не хочет давать чернобыльцам денег.

Директора предприятий сегодня вынуждены работать себе в ущерб, лишь бы выполнить план по зарплатам, рассказывает политолог Заико. Примерно 70% зарплат выплачиваются за счет банковских кредитов. Рано или поздно этот пузырь может лопнуть, но Лукашенко это не беспокоит, говорит Заико: «Кто знает, где он окажется в тот момент. Может, на каком-нибудь ранчо в Венесуэле?»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)