«Лукашенко с ней просчитался». Год Светланы Тихановской в большой политике
По просьбе «Салiдарнасцi» директор Института политических исследований «Политическая сфера» Андрей Казакевич дал оценку деятельности Светланы Тихановской с момента ее неожиданного превращения в политическую фигуру.
Недавно исполнился год, как была зарегистрирована инициативная группа Светланы Тихановской, которая согласилась подменить в роли претендента на президентское кресло своего супруга Сергея.
– Почему после процедуры сбора подписей власти зарегистрировали Тихановскую кандидатом в президенты, хотя Бабарико и Цепкало отказали?
– Основная причина заключается в том, что Лукашенко не считал ее конкурентом себе и вообще кандидатом, за которого люди будут массово голосовать. Он считал себя сильным и опытным лидером, для которого женщина без политических достижений и политического опыта станет легким противником. И он просчитался.
В ситуации, когда не были зарегистрированы Бабарико и Цепкало, Тихановская стала единственной реальной альтернативой Лукашенко. Почти все оппозиционные политические силы сконцентрировали свои усилия над тем, чтобы работать над ней как над брендом и альтернативой Лукашенко.
Сильно был недооценен антирейтинг Лукашенко и общее раздражение белорусов от политики и лично от главы государства.
С учетом исходных данных – ресурсов у альтернативных кандидатов, узнаваемости Тихановской и агрессии со стороны власти – кампания у Светланы получилась очень хорошей.
При всем вышесказанном, безусловно, не стоит умалять заслуг и ее лично, и ее команды.
– Сразу после президентских выборов Светлану Тихановскую с помощью давления вынудили уехать в Литву. Поначалу казалось, что она не слишком заметно себя проявляет.
– В тот момент сказалось отсутствие у нее политического опыта. Нужно помнить, что Светлана Тихановская была вынуждена уехать одна, без команды, поэтому потребовалось какое-то время, чтобы собрать штаб и наладить его работу.
С другой стороны, нужно было время, чтобы понять: есть ли запрос на ее фигуру как национального лидера.
– Как оцениваете деятельность Светланы Тихановской после того, как ее стали воспринимать как национального лидера?
– С учетом давления – и внутреннего, и внешнего – в целом стоит оценивать ее деятельность позитивно.
Тихановской удалось стать равной для лидеров европейских стран. В частности, она встретилась с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном
На сегодня это единственный политический лидер Беларуси, который имеет легитимность. В оппозиции, наконец, есть лидер, за которого проголосовали миллионы избирателей.
На основании этого Тихановская может представлять интересы белорусского общества, говорить от имени проголосовавших за нее избирателей.
– Как на имидже Тихановской сказался «Народный ультиматум», когда осенью прошлого года общенациональная забастовка не удалась?
– С одной стороны, на практике получились негативные моменты: многие люди пострадали от решения бастовать. Вероятно, на тот момент это был необоснованный призыв.
С другой, Тихановская получила позитивные оценки за демонстрацию решимости, за попытку возобновления массового протеста, который в тот момент шел на спад.
В целом, если говорить о влиянии ультиматума именно на имидж Тихановской, то, думаю, плюсы и минусы друг друга уравновесили. По крайней мере, я не видел фиксации изменения уровня доверия к ней.
– Как долго Светлана Тихановская может оставаться в статусе национального лидера?
– Это зависит от нее и ее команды. Понятно, что чем больше проходит времени, тем больше ослабевает ее легитимность, связанная с голосованием в августе 2020 года.
Но все зависит от того, какие практические действия будут предприниматься с ее стороны и со стороны ее окружения по решению насущных проблем белорусского общества. Или хотя бы в плане предложения реалистичной альтернативы действиям власти.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное