Общество
Сергей Балай

Легко ли стать богатым на «вольных художественных хлебах» (фоторепортаж)

На выставке-ярмарке народных ремесел «Млын» корреспондент «Салідарнасці» изучал, легко ли белорусским умельцам выживать в кризис, а также – до какой степени стали торговаться белорусы, желая прикупить вещицы ручной работы.

На выходных ярмарка собрала в Минске более ста мастеров со всей Беларуси. Накануне новогодних праздников для всех ее участников это еще одна возможность продать свои изделия и подзаработать. Покупатели, в свою очередь, рассчитывают на низкие цены. Поэтому гости «Белэкспо» вовсю торговались, ведь приобретение новогодних подарков в 2011-м влетает в копеечку.

– У нас представлены как современные, так и традиционные ремесла. Выставка проходит во второй раз, – пояснила «Салідарнасці» куратор выставки Татьяна Антончик. – Участников много, даже несмотря на то, что многие мастера разъехались по зарубежным рождественским ярмаркам. Среди мастеров много молодых лиц, даже семейных пар, которые стали заниматься современными ремеслами – скрапбукингом, декупажем, авторской куклой. Конечно, участие не бесплатное, но это хорошая возможность заработать и продать свои изделия перед праздниками.

Художник-ремесленник Надежда Клюйко работает экономистом, а в свободное время занимается витражной росписью стекла и интерьерными игрушками.

– Нынче мастеру тяжело. Это не очень ценится, все хотят, чтобы было бесплатно, хотя цены на краски и материалы привязаны к курсу доллара и дорожают также как и все остальное, – сетует художник. – И цена пугает людей. Если бы довелось жить только на заработок от ремесла – было бы очень трудно.

Симпатичные куклы у мастера стоят от 80 до 200 тысяч – не так и много за ручную работу и стильный дизайнерский объект в интерьере.

– Я, конечно, раздарю все это на Новый год и праздники, но на ярмарке я ставлю небольшие цены на свои изделия. Например, с постоянными заказчиками я работаю по другим ценам, – уточняет дизайнер.

Мила Игнатик увлекается лепкой из японской полимерной самозатвердевающей глины.

– Эта технология для Беларуси совершенно новая, а после Нового года я собираюсь открыть первую в стране студию лепки, чтобы обучить всех желающих, – рассказывает Мила. – Из глины можно лепить свадебные букеты, бутоньерки для женихов, различные цветочные композиции в интерьер. Эти цветы практически вечные, а выглядят совершенно как живые.

По специальности Мила редактор-технолог, но всю жизнь мечтала заниматься самостоятельным творчеством.

– Нелегко было набраться смелости и принять решение. Боялась. Но в феврале поняла, что нашим людям не хватает уверенности. Так что я поверила в себя, купила билет и поехала обучаться лепке в Москву, – делится мастер. – Теперь у меня есть не только уверенность в себе, но и любимое занятие.

Средний ценник на выставке – от 25 до 50 тысяч рублей. За оригинальные или трудоемкие изделия придется выложить от 80 до 200 тысяч рублей. Но мастера просят деньги за интересный и функциональный товар ручной работы.

На входе в павильон стоит пожилой мужчина и предлагает купить деревянные кружки по 90 тысяч за штуку. Он – руководитель судомодельного кружка в Гомеле.

– Два года назад увидел в журнале «Юный техник» за 1978 год описание бондарной технологии, решил попробовать… И у меня получилось! – рассказывает Александр Андреевич. – Сами понимаете: зарплата учителя не позволяет выжить, вот и приходится искать подработку.

На выставке многолюдно. По рядам прохаживаются, прицениваясь, пенсионеры.

– Я выбираю подарки детям и внукам, – делится пенсионерка Екатерина Андреевна. – Здесь можно поторговаться, сбить цену. Не сравнить с сувенирными магазинами, где всё так дорого!

Среди мастеров много студентов последних курсов. Некоторые стали заниматься ремеслами и дизайном буквально считанные месяца назад. Кто-то по зову души, кто-то – для приработка.

– Мне кажется, что если просто сидеть, или как у нас заведено, каждый день ходить на завод, как робот, то ничего в жизни не изменится. Нужно двигаться вперед, искать что-то новое, – считает художница Бирта из Гомеля. – Я делаю бижутерию, изделия из кожи, занимаюсь дизайном и ремеслом с детства. Сначала делала подарки друзьям и подругам, а сейчас это уже моя профессия.

Из разговоров с мастерами вытекает, что рискнуть и уйти на вольные художественные хлеба могут лишь единицы. Большинство участников стараются совмещать любимое занятие и желание мастерить своими руками – с работой кружковцев. Либо находят время для хобби время после работы.

– Можно уйти с нелюбимой работы, которая дает хоть какой-то, но постоянный заработок, и начать заниматься ремеслом, – сетует декоратор Татьяна. – Но вы же сами видите, что за каждую куклу или пару сережек люди торгуются. Словно это семечки, а не «handmade». Вот и думай после этого, как продать дизайнерские бусы, изготовление которых обошлось в 15 долларов, если учитывать только материалы. А люди думают, что это так – вечером на коленке, от нечего делать. Подумаешь десять раз – заниматься ли ремеслом дальше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)