Кузнецов: Успех Украины для всего постсоветского региона крайне важен

Медиаменеджер Петр Кузнецов – о том, что может ожидать недемократические государства на постсоветском пространстве.

– Начиная с 2004 года, то есть, с первого Майдана, среди продемократической части белорусов всегда была популярна мысль, что успех Украины стратегически важен для всего постсоветского пространства, – пишет Кузнецов. – Как видится сейчас, эта идея базировалась на двух главных убеждениях.

Одном справедливом, а другом – ошибочном. Справедливое было в том, что на примере Украины и белорусы, и русские наконец увидят, что именно демократия, рынок и право приводят к процветанию народов.

Ошибочное, хотя оно практически и не высказывалось никогда, видимо было в том, что уже достигнутые таким путем успехи Польши или Прибалтики не совсем «в счет». Стереотип о том, что именно русский, белорусский и украинский народы – самые близкие, очень глубоко сидел в сознании и требовался именно такой, близкий пример.

«Свободная Украина = свободная Беларусь», – лозунг, который сейчас повторяют многие. Но это – не сегодняшней ситуации изобретение. Именно с такой мотивацией находились на Майдане белорусы и в 2004-5, и в 2013-14.

Этот пост – не о том, оправдались те надежды или нет. В конце концов, все говорит о том, что этот вызов ровно так же понимали и власти что РФ, что РБ. Успех Украины им был не нужен, а пропаганда на всех уровнях делала все, чтобы убедить людей в обратном: демократические мирные революции привели Украину к слабости власти, хаосу общества и нищете населения. «Хотите, как на Украине?», – коронная страшилка. И для того, чтобы ставить палки в колеса, пускались в ход далеко не только слова.

Однако сегодня мы можем посмотреть на ситуацию под другим углом. Постсоветские автократии любили приводить Украину в пример даже не столько как экономически слабую страну, а как провальный политический проект, всегда упирая на ее государственную слабость, противопоставляя этому свое видение «железной руки» как единственно правильной государственной модели «для нас, для славян».

И то, что мы наблюдаем сегодня в самой экстремальной из возможных ситуации – ситуации полномасштабной войны – полностью бьет все их аргументы.

В течение последнего месяца мы увидели не только сильные и боеспособные ВСУ; не только огромный потенциал гражданского общества; но и, главным образом – огромную устойчивость современного украинского государства именно как системы институтов управления.

В то время как основной чертой «сильного» государства российского является ужасающая коррупция и неэффективность, а белорусского – полный паралич инициативы и ответственности на всех уровнях, с коронным «хай так», государство украинское, построенное на принципах децентрализации, делегирования, Закона, прозрачности и подотчетности, взаимодействия с обществом и инклюзивности, показало, что даже будучи атакованным со всех сторон многократно превосходящим противником, оно остается именно работающим государством.

Что важно: с полной ответственностью перед своими гражданами. Ни один институт, будь то МЧС, Рада или налоговая, не дал сбоя, не остановил свою работу, не пренебрег своими обязанностями.

В России и Беларуси были уверены, что обычные украинцы не будут воевать «за шайку», потому что были уверены, что они не будут воевать за «слабое государство». В этом оказалась роковая ошибка.

Рейтинг Зеленского стремился к нулю до войны и взлетел до небес во время войны. Люди высказали доверие к лидеру, но в его лице – к легитимной и не убежавшей власти, а, значит, к своему государству. В котором они – полноправные хозяева, выбирающие власть, спрашивающие с нее и получающие отчет, в том числе даже в виде ежедневных обращений.

Лично у меня уже нет (да их и не было, ибо я всегда был сторонником именно такой модели) никаких сомнений, что даже под этим ударом украинское демократическое и свободное государство не развалится и не прекратит своего существования.

А вот насчет других постсоветских моделей, автократических, такой уверенности сегодня нет ни у кого.

И в этом смысле успех Украины для всего региона куда важнее, чем возможный в прошлом или будущем успех экономический или социальный.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(61)