Кузнецов: Лукашенко вернулся в формат «избирательной кампании задним числом»

Основатель «Сильных новостей» Петр Кузнецов — о «трех важных факторах текущего момента».

– Первый. Лукашенко проводит встречи с активом и «женский форум», – пишет Кузнецов. – Он опять вернулся в формат «избирательной кампании задним числом» – мобилизует сторонников.

В первую неделю протеста, когда Россия не выходила с ним на связь, они запустили формат провластных митингов, первый из которых провели на площади Независимости 16.08. Потом эти митинги покатились по всей стране, однако впоследствии, когда пошли постоянные созвоны с Путиным, эту активность свернули.

В Сочи Лукашенко летел, обещая «расставить все точки над i», но по возвращении мобилизацию сторонников пришлось перезапустить.

Это говорит о том, что там появилось понимание, что силового ресурса и поддержки России в том виде и объеме, в котором она ее предоставляет, для того, чтобы удержаться у власти — недостаточно. Нужно искать точки опоры в белорусском обществе.

Только получается пока неубедительно. Силами всего админресурса собрать лишь «Минск-Арену» лояльных, для того, чтобы там прозвучало, что «любой отец — случайность»... Ну, такое себе.

Фактор второй. Лукашенко продолжает «отмазывать» силовиков от насилия. На этот раз в иной форме: ранее говорилось, что все это — на 60% фейк, сейчас уже говорится о том, что омоновцы тут ни при чем.

Можно попытаться сравнить эту риторику с тем, что было до «выборов» и протестов и сразу после. Как прямым текстом писал Муковозчик о том, что «кого-то из вашей семьи не станет», про то, как сам наденет берцы и возьмет дубинку.

Как Лукашенко демонстрировал восторг от действий омоновцев в первые ночи протеста. И такие слабые оправдания сейчас. Вкупе с уходом в тотальную анонимность, это прекрасно показывает, какая атмосфера неуверенности царит в силовых структурах.

Это то, о чем писал несколько ранее: все понимают, что всю жизнь в балаклаве не проживешь.

Фактор третий. Заявление о закрытии границ и призыв к народам Польши и Литвы «остановить своих обезумевших политиков». Если бы это произошло ранее, до того, как стало известно, что он отказался от личной беседы с Меркель, я бы предположил, что в такой экстремальной форме он призывает  Запад к диалогу: «Ну поговорите со мной, обратите на меня внимание».

Однако надо понимать, что отказ от разговора с канцлером Германии был до разговора с Путиным, в котором планировалось «расставить точки над I». Судя по тому, что происходит сейчас, ничего хорошего Путин ему там не сказал.

И такие заявления, как вчера, действительно можно воспринимать как попытку вызвать Запад хотя бы на минимальный контакт в рамках «конструктивной» повестки в том виде, как это представляется Минску.

Очевидно, Лукашенко очень не хочется рвать с Западом окончательно. Поэтому он и кричит изо всех сил, пытаясь привлечь к себе внимание тем, что может взять в заложники 9,5 миллионный народ. Однако по большей части это, конечно, блеф.

Что у нас в итоге? В итоге мы видим режим, который слаб по всем направлениям. Единственная его опора внутри — силовики — не уверены настолько, что их приходится прятать от людей и главнокомандующий лично вынужден оправдывать их перед народом уже буквально в каждом публичном выступлении.

Вне страны союзники тоже не толпятся. Контакты на Западе отрезаны, Россия ведет себя достаточно сдержано. Москва могла бы существенно повысить степень уверенности Лукашенко в номенклатуре и силовиках буквально парой категоричных заявлений о его безусловной поддержке и хорошей суммой денег, выданной единовременно, и все брожения бы прекратились.

Однако она не делает ни того, ни того: говорит о новой Конституции и выборах и денег дает ровно столько, чтобы хватило вернуть их самой же Москве за более ранние кредиты.

Единственное, почему ещё держится эта власть, это то, что при наличии явного проигравшего пока не нашлось победителя.

Таковым может стать не какая-то личность — личностей сразу садят в тюрьму. Но весь белорусский народ. Терпение, вера, воля и разум. Протесты и самоорганизация.

Да, так будет медленно и с большими издержками. Только нам другого, видимо, не дано.

Кузнецов — о серых квадратах вместо фото: «Если мы проиграем, судьба страны — быть круглой серотой»

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(98)