Это решение негативное, но его внутренняя логика понятна. К большому сожалению, глубоко копаться в этой разнице между белорусским режимом и белорусским народом европейцы не сильно хотят.
Котов: «Белорусы страдают из-за статуса страны-соагрессора. Ключевая задача — налаживание максимального взаимодействия с украинской стороной»
Политолог, бывший сотрудник администрации Лукашенко Анатолий Котов в интервью Филину — о том, кто пострадает от решения чешского правительства не выдавать визы и вид на жительство гражданам Беларуси, и что можно сделать для того, чтобы изменить эту политику.
Напомним, до конца марта 2023 года Чехия не станет выдавать визы и вид на жительство гражданам России и Беларуси. Исключение сделают для поездок с гуманитарной целью.
Такая мера призвана «защитить внешнеполитические интересы Чехии» в связи с военными действиями в Украине и оказать давление на Россию и Беларусь, пояснили власти.
— Как вы считаете, к каким последствиям приведет решение чешских властей?
— Это решение ударит по интересам белорусов, которые планировали в ближайшее время или уже осуществили переезд в Чехию, которые бегут от репрессий, от режима, релоцируют бизнес и так далее.
Логика решения абсолютно понятна: проще всех поставить в какой-то стоп-лист, чем долго и нудно проверять каждую отдельно взятую анкету на предмет того, чем этот человек занимался в последние несколько лет, на какой стороне он был. Мало ли, это просто прикорытный бизнес или кто-то получал огромные бенефиты и решил таким образом свои финансы или свою семью вывезти из страны, воспользовавшись определенной неразберихой или тем, что до недавнего времени для белорусов был зеленый свет в Европе в случае желания переехать.
— Может ли кто-то из стран ЕС взять пример с Чехии и такие же ограничения ввести для белорусов?
— Основные направления миграции — это страны-соседи: Польша, Литва, Латвия. Также белорусы едут в Эстонию и Германию. Во всех этих странах (о Литве не могу сказать) вводятся определенные ограничения либо отменяется режим наибольшего благоприятствования для белорусов.
В Эстонии схожее решение, как и в Чехии, принято — не выдавать новых виз и, более того, там уже есть прецеденты, когда людям отказывают в получении вида на жительство с формулировкой «угроза национальной безопасности», хотя скажем так, это релоканты из таких категорий, которые априори не могут нести такую угрозу: врачи, учителя и так далее.
Есть ограничения в Польше: не так просто открыть счет в банке. Если и раньше не все банки открывали счета белорусам, то сейчас даже тем, которые открывают, вводятся дополнительные ограничения. Это происходит во всех странах, и, конечно, жизнь релокантов не облегчает.
Опять понятна логика, почему. Беларусь — страна-соагрессор против Украины, и разделить в общей массе выезжающих, кто по каким основаниям выехал, достаточно сложно, потому что достаточно большой наплыв белорусских граждан.
В последнее время волна эмиграции усиливается, но белорусам от этого не легче и, к большому сожалению, надо честно сказать, что даже усилий, предпринимаемых белорусскими демократическими силами за рубежом, не хватает, чтобы эти ограничения не были такими острыми либо вообще не вводились. В этом плане Чехия — самый показательный пример.
— Еще в мае Светлана Тихановская встречалась с президентом Чехии Милошем Земаном и обсуждала с ним законопроект, который может лишить белорусов возможности эмигрировать в Чехию. И тогда Земан заверил, что Чехия не будет дискриминировать белорусов, и выразил надежду, что законопроект будет соответствующим образом скорректирован.
— Это было совсем недавно, тем больнее разочарование, Чехия все-таки руководствуется своими какими-то интересами. Априори Чехия рассматривается как одна из стран, которая помогает диссидентам и борцам за демократию. Эта страна пережила очень сложную историю в этом плане. Чехия — самый неприятный пример, когда был специальный визит и через две недели начали поступать новости, которые скорее разочаровывают. Не так просто договариваться.
— Как, по-вашему, можно изменить ситуацию?
— Почему страдают белорусы? Из-за статуса страны-соагрессора. Соответственно, сейчас ключевая задача — налаживание максимального взаимодействия с украинской стороной. В первую очередь, это касается белорусов, которые находятся за рубежом и вовлекаются в различные проекты поддержки Украины.
В качестве положительного примера могу привести работу объединения спортсменов, выступившее против репрессий белорусских властей. В результате связей фонда с украинским спортом родился проект и антивоенная декларация, которую в основном подписывают и украинские, и белорусские спортсмены. Эта организация взаимодействует с Украиной, и там нет никакого отторжения, есть полное взаимопонимание.
В Польше представители фонда на этой волне вошли в состав правительственной комиссии по недопущению случаев дискриминации белорусских спортсменов. И как раз точно такой же бан по умолчанию введен на представителей Беларуси — владельцев синего паспорта, но комиссия в каждом конкретном случае может решить иначе.
Чем больше будет таких проектов, тем меньше будет к белорусам вопросов. Иначе ничьего политического веса не хватит для того, чтобы объяснить, что белорусы не виноваты, они сами пострадали.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное