Общество

Катерина Батлейка

Короткевич: Новая стратегия по борьбе с коррупцией будет провоцировать скандалы и отвлекать от решений, которые реально могут ее побороть

Политик Татьяна Короткевич — о том, поможет ли новая стратегия по борьбе с коррупцией одержать победу над ней в Беларуси.

Генпрокурор Беларуси Андрей Швед заявил, что в Беларуси впервые создана стратегия по борьбе с коррупцией. По его словам, основной упор в документе сделан на то, чтобы максимально вовлечь общественность в работу по борьбе с коррупцией.

Например, как рассказывает Швед, ожидается, что обычные граждане и коллективы будут активно информировать правоохранительные органы о том, что есть признаки и информация, которая требует проверки о том, что отдельные должностные лица живут не по средствам.

«Салідарнасць» попропросила политика Татьяну Короткевич прокомментировать ситуацию с коррупцией в Беларуси и сможет ли новая стратегия побороть ее.

— Причины нашей коррпуции в первую очередь связаны с непрозрачностью системы управления. Так как государство у нас основной регулятор и создатель рабочих мест, то транспарентность, прозрачность в принятии решений  и управлении — самая главная причина больших коррупционных проблем, — поясняет Короткевич. – Мне кажется, главный план, чтобы побороть коррупцию в стране, должен состоять из нескольких основных пунктов: транспарентность системы принятия решений, чтобы не один человек решал, а кажое решение сопровождалось действиями, направленными на противодействие и профилактику коррупции.

Более того, граждан необходимо включать в процесс принятия решений. Вот тогда это будет настоящая противокоррупционная стратегия.

Это определенные механизмы местного самоуправления, децентрализация, публикация всех бюджетов, свободный доступ СМИ к информации о том, как расходуются бюджеты, проводятся тендеры.

Политик отмечает, что за последний год показатели коррупционности в Беларуси увеличились. Это, как считает Короткевич, связано в том числе с тем, что снижается доверие к законодательной сфере, некорректно реализовываются законы — полностью закрытое государство приводит к тому, что начинают работать коррупционные схемы, в том числе и в высших эшелонах власти.

На вопрос, может ли быть эффективной та стратегия по борьбе с коррупцией, о создании которой заявил Швед, эксперт отвечает так:

— Мне кажется, это какой-то нецивилизованный способ борьбы с коррупцией. Они пытаются вовлечь граждан, но самым главным принципом таких сообщений должна быть анонимность.

В нашем государстве человек, который сообщает о коррупции, не защищен. Более того, нет доверия к правоохранительным органам и досудебному расследованию. Так что таких желающих, мне кажется, будет немного.

Это не расширит количество участников, там будут те, кто и так уже этим занимается.

Это не институциональные или управленческие изменения, поэтому они не приведут к каким-то хорошим сдвигам. О чем может сообщить обычный гражданин? О каких-то своих подозрениях, о какой-то мелкой бытовой коррупции.

Если речь идет о большой коррупции, то этот механизм не будет работать. Скорее, будет провоцировать скандалы, споры, расследования и будет отвлекать общество от серьезных и важных проблем и решений, которые реально могут побороть коррупцию.

У нас сегодня люди разъединены, вряд ли вокруг этой темы объединятся даже коллективы.

Сегодня государственная система управления делает все, чтобы человек чувствовал себя одиночкой даже в коллективе. Человек видит, что за любую инициативу его могут наказать, а не поощрить.

Политик считает, что в данном случае, скорее всего, будет создана видимость борьбы, которая затронет обывательский слой, но не затронет коррупцию на более высоких уровнях, которая приводит к бюджетным потерям и потерям в жизненно важных сферах.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(13)