«Кому и восставать первыми, как не тем, кто громче других клянется в верности»

Письма к дочери публикует поучительную историю о том, как быстро бывает кончается вечность великих империй.

— Вождя гуннов Аттилу не зря звали Бич Божий. Он создал империю восточной границей которой была река Волга, а западной – Рейн. Несметные полчища гуннов наводили ужас на весь цивилизованный, не очень цивилизованный и даже на совсем нецивилизованный мир.

Ни у кого не получалось так хорошо грабить, разрушать и наводить ужас, как у гунна Аттилы. Там, где проходила его орда оставалась выжженная земля. Говорили, что гунны «разоряют все с такой жестокостью, что, как кажется, не оставляют от города никаких следов».

После того, как гунны разрушили больше ста городов и разорили Фракцию (это там, где теперь Болгария), император в Константинополе откупился от них данью в две тонны золота.

После этого Аттила вторгся в Западную Римскую Империю. Тут, правда, дела у него пошли не так гладко. В битве на Каталаунских полях римляне одержали победу, и Аттила бежал. Только для того, чтобы на следующий год пойти походом на Италию.

Короче, казалось, что конца этому не будет никогда. Что никто не может справиться с великой империей гуннов. Что орды гуннов так и будут разорять все вокруг и наводить ужас.

За давностью лет трудно точно установить причины внезапной смерти Аттилы. По описанию симптомов похоже, что у него случился инсульт. Оно и неудивительно. Все-таки великий завоеватель вел не очень здоровый образ жизни. Но не так важно из-за чего умер Аттила. Важно, что случилось после его смерти.

Первым против гуннов восстал король гепидов Ардарих. Говорят, кстати, самый верный среди вассалов Аттилы. Оно и неудивительно. Кому и восставать первыми, как не тем, кто громче других клянется в верности. Через несколько месяцев после смерти Аттилы Ардарих разгромил войско гуннов. Старший сын Аттилы погиб, остальные разбежались в разные стороны.

Я вот не зря тебе сказал вначале про несметные полчища гуннов. Тут какая была тонкость. Пока гунны были великими и их все боялись, многим хотелось, чтобы их тоже считали гуннами. Поэтому подчиненные гуннам народы называли себя в первую очередь гуннами, а уже потом какими-нибудь готами.

Так вот, когда Аттила умер, а его сыновья потерпели позорное поражение, то подчиненные гуннам народы внезапно вспомнили о своих исторических корнях. О том, что они на самом деле не гунны. Что они готы, гепиды, аланы или какие-нибудь герулы.

Потому что единственной силой, которая держала все эти народы в подчинении, был страх. А тут оказалось, что бояться больше не надо. И сразу выяснилось, что настоящих гуннов было не так уж и много.

«Отпадают друг от друга королевства с их племенами, единое тело обращается в разрозненные члены, однако они не сострадают мучению… но неистовствуют друг против друга».

Великая империя гуннов кончилась почти сразу после смерти Аттилы. Народа гуннов хватило еще на пятнадцать лет. Через пятнадцать лет после того, как умер Аттила, голову одного из его сыновей привезли в подарок императору в Константинополе.

И это было последнее упоминание о гуннах. Народ, наводивший ужас на всех, до кого только мог дотянуться, исчез словно его вообще никогда не было.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.5(67)