Кому больше всех нужна конституционная реформа

Эксперт по российской внешней политике Максим Саморуков объяснил TUT.BY и Радыё Свабода, в чем интерес Кремля сейчас в Беларуси. Приводим главное из этих интервью.

— Конституционная реформа — цена всех остальных вещей, о которых договариваются Путин и Лукашенко: кредита в $ 1,5 миллиарда, обещания всесторонней поддержки со стороны России. И этот размен подсказывает, кому больше всего нужна конституционная реформа в Беларуси, кто рассчитывает больше всего от нее выиграть — Кремль… Он устал выторговывать у Лукашенко любую мелочь.

— Главное в конституционной реформе то, что Лукашенко перестанет быть единовластным правителем Беларуси. Кремлю больше не придется решать все вопросы по белорусскому направлению непосредственно с ним. Вместо него появится рыхлая, не доверяющая друг другу и неуверенная в собственном положении даже внутри страны коллективная правящая элита.

— Если оставить Лукашенко с его полномочиями, то через несколько месяцев он придет в себя от кризиса и снова начнет маневрировать, чего-то требовать, «кидать». А при реформе в парламенте будут заседать пророссийские партии, в правительстве – пророссийские министры. И Лукашенко уже не сможет так легко добиться от них того, что ему нужно.

Эксперт объясняет: правящая элита, между которой будут распределены полномочия, будет чувствовать себя гораздо менее уверенно, прежде всего, внутри страны, и будет понимать, что если белорусскому народу дать свободно проголосовать, то он неизвестно за кого проголосует. Поэтому лучше рассчитывать не на белорусский народ, а на Кремль, который поможет не дать белорусскому народу свободно голосовать.

— Ведь эта конституционная реформа не планируется как шаг к резкой демократизации белорусской политической жизни. Да, она уменьшит полномочия Лукашенко, но в то же время сохранит за властями возможность отсекать тех, кто никуда попадать не должен. Усиление других институтов власти не предполагает реальную демократизацию способа их формирования. Да, парламент будет иметь больше полномочий, но уверенности в том, что он будет избираться на честных выборах, нет. Тем более что реформу будут согласовывать с Россией.

Заменить Лукашенко сегодня Кремлю некем, а главное незачем. Из всего белорусского режима самый загнанный в угол — это Лукашенко. У него самая ужасная репутация, самая глубокая степень дискредитации на Западе, и прежде всего с ним там никто не будет разговаривать — для Кремля это очень удобно.

А дальше, если руководство Беларуси станет коллективным, то какая разница, остался Лукашенко или нет? Думаю, Путину лично будет комфортнее, если Лукашенко останется у власти. Для Запада это будет символом того, что режим не приобрел какого-то принципиально нового качества: будет понятно, что никакой реальной демократизации в стране не произошло, а значит, Западу будет неудобно опять начинать диалог с Беларусью.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 2.4(17)