Политика

Класковский: «Сторонникам перемен в Беларуси суждено бороться против двух зол сразу»

Внутреннего и внешнего.

Воскресный Марш героев в Минске и других городах показал, что протестная активность белорусов по-прежнему высока, – пишет политический обозреватель Александр Класковский. – Демонстранты пытались пройти (и часть даже прошла) к элитному поселку Дрозды, где расположена одна из резиденций Александра Лукашенко. Так что он на встрече с Владимиром Путиным в Сочи 14 сентября не сможет похвастаться, что сбил волну, оседлал ситуацию.

В Сочи Лукашенко, надо думать, попробует выпросить-таки кредит на рефинансирование белорусского долга той же России.

Но пока Москва не торопится открывать закрома перед белорусским вождем. В любом случае кредит в 600 млн или даже в миллиард долларов не решит проблем белорусской экономики. Она и так уже была в стагнации, а теперь, после скандальных выборов, станет проседать все сильнее.

Так что Кремль, вписавшись сейчас за Лукашенко, взял на себя во всех смыслах неблагодарную миссию. Нереформированная экономика Беларуси с большим неэффективным госсектором — настоящая черная дыра.

А уж теперь реформировать ее Лукашенко тем более не станет. Он и так сокрушается, что породил «буржуйчиков», которые-де и гонят революционную волну.

Надо думать, что в Сочи с белорусской стороны прозвучат также традиционные просьбы дать газа и нефти подешевле. Но российская сторона и прежде была в этом плане неуступчива, связывая цены на энергоносители с «углублением интеграции». Теперь же можно напирать на это еще сильнее.

Правда, есть закавыка. До 9 августа комментаторы дружно твердили, что ей выгоден ослабленный по итогам выборов Лукашенко. Но в итоге он оказался чересчур ослабленным. С правителем, чья легитимность настолько подорвана и чья перспектива усидеть в кресле надолго — под большим вопросом, заключать серьезные политические пакты очень рискованно. Ведь они потом могут быть признаны юридически ничтожными.

Поэтому вполне вероятно, что Москва сейчас предпочтет поглубже войти в белорусскую экономику, прикупить стратегических активов. Также не исключено, что Россия попробует застолбить здесь и свое военное присутствие.

Очевидно, что именно Москва будирует тему конституционной реформы в Беларуси. Вероятно, Кремлю и впрямь был бы по душе контролируемый транзит власти с приходом к рулю некоей лояльной к России фигуры.

Но здесь для Москвы возникают две трудности. Во-первых, не факт, что сам Лукашенко, в случае если он снова возьмет ситуацию в стране под достаточно жесткий контроль, согласится с предложениями Кремля оставить кресло.

Во-вторых, остается фактор политически пробудившегося белорусского народа, который вряд ли легко согласится, чтобы его будущее определяли Лукашенко на пару с Кремлем. Российская верхушка наверняка испытывает экзистенциальный страх, что при любой смене власти Беларусь неизбежно пойдет путем демократии, укрепления национальной идентичности, европейских ценностей.

Поскольку позиции Лукашенко как никогда слабы, то, соответственно, риски для суверенитета как никогда сильны. Да, бессменный президент Беларуси не хотел бы делиться властью, но если возникает выбор между дележом и ее полной потерей под народным давлением, то вариант превращения страны в протекторат России отнюдь не исключен.

Что этому может помешать? То же самое народное давление. Сторонникам перемен в Беларуси суждено бороться против двух зол сразу — анахроничного репрессивного режима в своей стране и опасности имперской экспансии. Политическое пробуждение нации, уже неузнаваемо изменившее страну, способно предотвратить и сдачу кусков суверенитета.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(55)