Политика

Катерина Батлейка

Класковский: Лукашенко вернулся в ОАЭ, чтобы показать белорусам, что ездил туда не отдыхать

Политический обозреватель — о турне Лукашенко с маршрутом ОАЭ-Зимбабве-ОАЭ.

— Это турне выглядит довольно экзотично по ряду причин, и не только потому, что Лукашенко встречали и провожали оригинальными плясками в аэропорту в Зимбабве, — делится своими мыслями политический обозреватель проекта @pozirkonline Александр Класковский в комментарии «Салідарнасці». — Я думаю, что в этих визитах для Лукашенко есть составляющая пиара и какой-то прагматический интерес.

Вопросы к этому турне появились и потому, что Лукашенко дважды посетил ОАЭ: трудно вспомнить, чтобы в практике кто-то совершал так визиты. На мой взгляд, дело в том, что в свой первый визит у Лукашенко не получилось встретиться с президентом ОАЭ, который в тот момент был в Пакистане. И поэтому Лукашенко встретился с ним со второго захода. Это было нужно сделать, чтобы отбить критику недоброжелателей, которые говорили, что он поехал туда отдыхать.

Пикантным моментом было в поездке в ОАЭ и то, что Лукашенко на камеру выпил рюмку водки за победу белорусской теннисистки.

Многие комментаторы обратили внимание, что это было в мусульманской стране, а там не принято пить алкоголь публично. К тому же на столе, рядом с Лукашенко, сидел его шпиц, а мусульмане собак не жалуют. В общем, хотели сделать хороший пиар, а получилось наоборот — эти видео стали предметом стеба.

Если говорить о составляющей пиара, то, как подчеркивает Класковский, окружению Лукашенко было важно показать, что у белорусского правителя нет никакой международной изоляции.

— Поскольку на Запад не пригашают, а визиты в Россию всем приелись, было решено подать эти поездки как большой внешнеполитический прорыв, чтобы заткнуть рты недругам, которые говорят, что диктатор находится в изоляции.

При этом обозреватель считает, что у Лукашенко и его окружения в этих визитах был не только пиаровский интерес. Об этом можно говорить, опираясь на расследования белорусских независимых журналистов и комментарии украинского аналитика с белорусскими корнями Игоря Тышкевича.

— Они обращают внимание, что в ОАЭ и Зимбабве активно работает приближенный к белорусским властям бизнес. Игорь Тышкевич обращает внимание, что Виктор Шейман в предыдущие годы раз за разом летал в Африку и Зимбабве, рапортовал Лукашенко о успехах, но в официальной белорусской статистике это не отражалась.

И, действительно, если посмотреть объем торговли с Эмиратами и Зимбабве — это какие-то крохи. Велико подозрение, что прибыли от торговли идут не в казну, а в какие-то частные карманы, как полагают белорусские расследователи.

При этом я думаю, что могут быть и какие-то официальные достижения. Раньше в ОАЭ Беларусь продавала военную технику, возможно, и сейчас появились какие-то новые договоренности. Но это та сфера, которая особо не афишируется.

Здесь также можно вспомнить, что Лукашенко хвалился тем, что стоял у истоков искусственного интеллекта. Недавно в Минск прилетал один из богатейших людей Эмиратов — Мухаммед Али Алаббар, который пообещал инвестировать в проект на окраине Минска «Северный берег». Но не факт, что он реализуется: проект рассчитан до 2040 года, а на фоне войны в Украине это вряд ли вдохновляет вкладывать инвестора деньги в Беларусь.

Если говорить о Зимбабве, то Класковский вспоминает, что за сотрудничеством Беларуси с этой страной тянется скандальный шлейф. Например, история с завышенными ценами на белорусские пожарные машины, о которой писали СМИ Зимбабве.

— С большой долей уверенности можно предположить, что за этими поездками стоят чисто прагматические интересы белорусской правящей верхушки. Другое дело, что специфика режима такова, что граждане Беларуси не могут потребовать прозрачности и, наверное, в этих сделках и сотрудничестве есть двойное и тройное дно, — заключает Класковский.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(50)