Филин

Наталья Север

Класковский: «Если быть дальновидным, то нужно понимать, что будущее Украины и Беларуси в одной связке»

Политический обозреватель — о сложных отношениях двух народов, переживающих страшные времена.

Накануне по случаю 160-летия восстания Костуся Калиновского ни президент Украины Владимир Зеленский, ни президент Литвы Гитанас Науседа не упомянули белорусов, чем, безусловно, вызвали, как минимум, недоумение у активной части гражданского общества нашей страны.

Мнения разделились — от гордого смирения, продиктованного пониманием безжалостной realpolitik, до требований к лидерам оппозиции высказать ноту протеста.

Кто-то считает, что данный игнор и есть та самая коллективная отвественность, которую должны разделить абсолютно все белорусы, даже те, кто и сегодня отстаивает свободу своей страны под главным лозунгом последователей Калиновского: «— Каго любіш? — Люблю Беларусь! — То ўзаемна».

Не случайным считает произошедшее политический аналитик канала @pozirkonline Александр Класковский. Своим мнением он поделился с «Филином».

— Эта фигура «умолчания» в обращении Зеленского, конечно, не случайна. Но я не думаю, что сам Зеленский сформулировал эту фразу, — полагает собеседник. — Скорее всего, этот текст ему подготовили и дали на согласование. Мне кажется, что в окружении президента Украины есть люди, которые ведут себя недальновидно в плане выработки политики Киева по отношению к Беларуси.

С их точки зрения, само по себе упоминание нашей страны  выглядит токсичным, потому что сразу ассоциируется с соучастием в агрессии.

Но в данном случае все-таки допущено искажение исторической правды. И, понятно, что речь должна идти не о режиме Лукашенко, а о белорусском народе, странице его истории, причем, странице славной, героической.

Замалчивая этот факт, украинская сторона невольно уподобляется  режимам Путина и Лукашенко, которые уже привычно выпячивают одни страницы истории, которые им выгодны, и замалчивают другие.

Нельзя отождествлять режим Лукашенко и белорусский народ, который вправе гордиться именем Калиновского, который действительно является нашим национальным героем.

С другой стороны, я согласен, что здесь нам стоит проявлять спокойствие, выдержку и понимание ситуации, понимание того, что Украина сейчас в драматическом положении, государство, нация ведут борьбу за свое существование.

Поэтому восприятие окружающего мира у них такое упрощенное — черно-белое, полутона скрадываются, им сейчас не до того.

Тем не менее, отмечает Класковский, не исключено, что именно с белорусами, которые и сами сейчас переживают отнюдь не лучшие времена, украинцам в будущем придется строить совместную геополитику.

— Есть моменты, которые указывают на то, что Киев ведет некую двойную игру. С одной стороны, украинские спикеры любят показать, что Лукашенко — «марионетка» Путина, что он полностью зависим от Кремля. Некоторые депутаты даже  призывают принять резолюцию об оккупации Беларуси.

В то же время в Минске продолжает работать украинское посольство. Появляется информация о том, что Киев якобы хлопочет о том, чтобы белорусский режим не включали в очередные пакеты санкций.

Последнее заявление Лукашенко о том, что Киев предлагал ему заключить пакт о ненападении. Понятно, что он склонен лукавить, но я допускаю, что нет дыма без огня.

Зеленский ответил на это: «Все, что Украина официально предлагает, вы слышите». Но неизвестно, происходят ли при этом какие-то неофициальные, непубличные контакты.

Не думаю, что Киев держит в Беларуси посла для того, чтобы его оплевывала белорусская пропаганда. Не исключено, что они не хотят устранять этот канал контактов. Потому что для Украины очень важно, и Зеленский это подтверждает, чтобы Минск не вступил в войну по полной программе. Для этого делается все, возможно, и в русле такой типичной realpolitik.

Да, мы не можем не учитывать эмоции украинцев, когда горят их дома, гибнут мирные жители. Но нужно понимать и то, в каком отчаянном положении находятся сейчас белорусы, которые, кстати, не испытывали сильной поддержки от Украины, когда поднялись на свое мирное восстание в 2020 году.

И Лукашенко, согласно социсследованиям, долгое время оставался в Украине самым популярным зарубежным политиком, с которым киевские власти продолжали достаточно выгодно торговать и не спешили присоединяться к западным санкциям.

Понятно, что Киев руководствовался соображениями политического прагматизма.

— А такое подчеркнутое дистанцирование от Светланы Тихановской тоже можно считать прагматичным?

— По сути, когда журналисты начинают разбираться, в чем, собственно, состоят претензии к Тихановской, звучат отсылки на то, что когда-то она хорошо отозвалась о Путине, а когда-то  уклончиво говорила о Крыме. Но речь идет о 2020 годе, когда была совсем другая ситуация.

Тогда Тихановская и ее соратники рассчитывали на широкую электоральную поддержку во время протестной борьбы внутри страны. И они должны были проявлять дипломатию и по отношению к Кремлю, который мог вмешаться в любой момент, и стараться воздействовать на разные слои электората.

Это был ровно тот же самый политический прагматизм, который и до войны, а теперь тем более проявляют украинские власти.

Мне кажется, несколько наивно и думать, что если Зеленский встретится с Тихановской, Лукашенко разозлится и отправит свою армию на войну.

А если быть дальновидным, то нужно понимать, что будущее Украины и Беларуси в одной связке. Общий интерес наших народов — противостояние авторитаризму, который перерастает в тоталитаризм, противостояние агрессивным имперским замашкам. И здесь нужно искать пути взаимопонимания.

Возможно, Кабинет Тихановской или другие центры политической эмиграции влияют на ситуацию в Беларуси не так сильно, как хотелось бы Киеву. Но это не значит, что их нужно игнорировать.

Ряд аналитиков полагают, что в будущем возможен Балто-Черноморский союз с концепцией Межморья. И эта региональная коалиция демократических стран будет неполной без Беларуси. Наша страна — очень важное звено, и об этой перспективе надо думать.

Именно у стран, которые находились под коммунистическим гнетом, есть почва для объединения и противостояния империи, которая, к сожалению, завтра никуда не денется.

И если насчет будущего России у меня очень пессимистичные взгляды, то будущее Беларуси в моем представлении не так однозначно. Все-таки есть шанс вернуть нашу страну в семью европейских народов.

— Возможно, украинским политикам сейчас просто не до таких далеких горизонтов, их желание выжить продиктованы настоящим моментом.

— Возможно. Но и не хотелось бы, чтобы они продолжали потакать популистским настроениям типа «почему белорусы не ловят голыми руками ракеты», перечеркивая при этом героический порыв к свободе сотен тысяч и даже миллионов белорусов в 2020 году, который был утоплен в крови и закончился жесточайшими репрессиями.

И даже когда началась новая фазы войны против Украины, находились смельчаки, которых мы называем «рельсовыми партизанами», они в буквальном смысле жертвовали собой, чтобы остановить продвижение российских эшелонов.

Речь ведь не только о восстании Калиновского. Не помнить, забыть все это, перечеркнуть демократические устремления белорусского народа, мне кажется, тоже свидетельством некой  недальновидности Киева в отношении белорусов.