Филин

Наталья Север

Класковский: «Да, сегодня Киев очень сдержан, но засечки в памяти, откуда летели ракеты в феврале 2022 года, у них остались»

Политический обозреватель в интервью Филину – о том, почему украинское руководство все еще заинтересовано поддерживать отношения с Минском.

— Мне кажется, Киев не хочет заострять внимание на факте увольнения посла, то есть делать акцент на обострении двусторонних отношений, — отметил аналитик проекта «П*зірк» Александр Класковский. — Здесь, если перефразировать известную формулу: нет человека в этой должности — нет проблемы.

Если вспомнить, то отозвали Кизима в качестве символической реакции на то, что Лукашенко принял Пушилина, вождя так называемой «ДНР». Тогда Киев просто был обязан дать какой-то ответ на такие оскорбительные действия.

Но вместе с тем, думаю, они хотят сохранить какую-то свободу маневра на белорусском направлении. Аналитики не раз подчеркивали, что такая политика в отношении Минска, режима Лукашенко, у Киевских властей исключительно прагматичная.

Потому что идет война, они не хотят «второго фронта», хотят, чтобы была возможность решать гуманитарные вопросы.

Поэтому увольнение Кизима не означает, что разорваны дипломатические отношения.

Думаю, что это как раз шаг, чтобы сохранить какие-то отношения, какие-то каналы для решения вопросов, потому что посольство в Минске не закрыто, там остались четыре сотрудника.

— Почему у украинского руководства остается заинтересованность все-таки поддерживать отношения с Минском?

— Тут и гуманитарные мотивы, как я уже сказал, чтобы решать судьбы своих соотечественников. Остается и мотив особо не раздражать белорусское руководство.

Известно ведь, что какая-то закулисная дипломатия существовала, потому что из разных источников доходили сведения о некоем лоббировании украинской стороной интересов официального Минска при введении санкций.

Лукашенко несколько раз проговаривался о каких-то тайных переговорах. Дыма без огня не бывает. Мне кажется, Киев пока, с одной стороны, хочет оставить люфт в отношениях с Минском.

С другой, мы видим, что все-таки идет какой-то процесс укрепления отношений с демократическими силами.

— Получается, что офис Зеленского хочет оставить люфт, а депутаты в это же время хотят признать Беларусь страной-агрессором.

— Надо понимать, что Украина — не авторитарная страна, а демократическая. И в Верховной Раде есть разные депутаты, разные мнения. Так появился проект постановления о признании Беларуси страной-агрессором.

Но, на мой взгляд, вряд ли исполнительная власть поддержит эту инициативу. Мы знаем, что еще с прошлого года лежит проект постановления о признании Беларуси оккупированной территорией, был еще проект постановления о признании Беларуси страной-спонсором терроризма.

Но никакого движения нет. Потому что все это шаги по обострению отношений с Минском. А этого, как я уже сказал, исполнительная власть Украины не хочет в нынешних условиях.

Если оценивать сам последний проект, полагаю, это не очень дальновидная игра. Это как раз ухудшает отношения между белорусами и украинцами, уменьшает возможности для взаимопонимания с демократическими силами.

Если говорить чисто утилитарно, пока у власти Лукашенко, никаких репараций Украина все равно не получит. А если представить, что власть меняется, тогда нелепо с нового демократического правительства требовать каких-то репараций.

Это такая не очень дальновидная постановка вопроса. Но, повторюсь, у меня ощущение, что исполнительная власть и другие депутаты не бросятся поддерживать это постановление и, скорее всего, оно тоже будет долго лежать под сукном.

Но это не означает, что Киев забыл, откуда летели ракеты в феврале 2022 года. Да, сегодня они очень сдержаны, но засечки в памяти у них остались.

И ситуация сейчас динамичная, какие-то действия, решения, политические шаги Киева на белорусском направлении будут зависеть от развития событий на фронте, с одной стороны, а с другой, от развития вот этого авантюрного сюжета с размещением ядерного оружия в Беларуси.

Лукашенко, конечно, тем самым ухудшает свое положение и сам рвет последние нити каких-то отношений, возможностей вести политическую игру на украинском направлении.

Кстати, не исключено, что этот дрейф официального Киева к сближению с демократическими силами Беларуси связан именно с тем, что Лукашенко втягивается в ядерную игру Путина и становится все более одиозной фигурой.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(15)