Китайский портал
Обратил внимание: на улицах Минска становится все больше китайцев. Причем, если раньше это были преимущественно студенты, то сейчас они появляются уже и в других ипостасях.
В конце XIX-начале XX веков трудовая эмиграция из Китая создала неповторимый социально-культурный феномен, то, что сейчас принято называть «чайна-таун». Китайский квартал.
В поисках лучшей жизни люди ехали во все уголки мира, в те годы, в основном, в Соединенные Штаты. Селились компактно, перенося свой привычный уклад жизни и обычаи на «чужую» территорию. Занимали целые кварталы, приспосабливались к новым условиям.
Отношения с властями и жителями складывались по-разному, случались вспышки ксенофобии, в Штатах в 1882 году даже был принят «Акт об исключении китайцев», положения которого об ограничении въезда в страну жителей Поднебесной, в особенности женщин, были отменены только после Второй мировой.
Чайна-тауны сейчас разбросаны по всему миру. В Северной Америке крупнейшие в Сан-Франциско, Нью-Йорке и Ванкувере, есть кварталы в Западной Европе, Новой Зеландии, Австралии. Но и в начале своего существования и сейчас китайский квартал — это такая вещь в себе, самодостаточное образование, которое обеспечивает полный цикл жизни.
Вспомнил про китайские кварталы не просто так.
Прошел недавно по своему. Не китайскому — минскому. Буквально в нескольких сотнях метров друг от друга — два ярких примера отношения китайцев к жизни и работе.
Был в Минске на бульваре Толбухина ресторан «Каменный цветок» — когда-то пафосное заведение: высокие стеклянные стены, бархатные шторы, все дела. Во времена раздела, а потом и передела собственности что-то там пошло не так. Много лет ресторан не работал, начинались какие-то ремонты, но этим все и заканчивалось.
А года три назад, проходя мимо, я с удивлением увидел возле кучи привезенного песка греющихся на солнышке строителей. Китайцев. И работа закипела. Теперь там открыли китайский ресторан и, судя по количеству дорогих машин, припаркованных у входа, заведение пользуется успехом. Довели до ума — построили и работают. Так сказать, замкнули цикл.
Еще один пример. Кафе недалеко от меня на проспекте Независимости. Закрылось в прошлом году на ремонт — так сказать, ребрендинг. Иду мимо по двору — строительные материалы внутрь заносят... китайцы. Потом видел через окошко, что они занимались строительными работами. Построили. Достаточно быстро. Открылись. Опять заглянул в окошки, проходя по двору — на кухне тоже работают китайцы. Пекут, варят, жарят...
Грешным делом подумал — строителям нашли новое применение... Причем, заведение-то не китайской кухни, а со вполне европейским «репертуаром». Это, впрочем, не мешает кафешке «переплюнуть» бывший «Каменный цветок»: сами построили, сами работают, а еще среди посетителей там всегда полно китайских студентов. Замыкают пищевую цепочку.
Официантки и администраторы там, правда, белорусские девушки — экстерьер.
Наблюдал забавную сценку в конце рабочего дня. Кухня, видимо, закрылась, и бригада китайских поварят цепочкой шла на выход мимо девушки-администратора. Проходя, каждый хлопал ее по ладошке, а последний, наверное, старший, даже приобнял, прощаясь.
Надо же, подумал я, интегрируются ребята.
Примеры и поучительные и забавные. Нам, наверное, пока не грозит появление в Минске китайского квартала. Все-таки чайна-таун — это в немалой степени историческое явление.
Но тут вспомнил про другое. В чем мы можем не только догнать, но и перегнать... Не дай бог, конечно. Про индустриальный парк.
Представил. В центре страны. С большой территорией, складами, товарами, доступом к железнодорожному и авиасообщению. Составы приходят. Самолеты прилетают и улетают. Это как сюжет из фантастических фильмов. Уже не чайна-таун, не китайский квартал. А китайский портал.
Честно говоря, такого хотелось бы меньше всего.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное