Политика

Виктория Прокопович

Казакевич: «Фактически впервые в истории Беларусь стала страной-агрессором»

Как война в Украине нарушила стройный ход режимного референдума.

ЦИК Беларуси в ночь с 27 на 28 февраля озвучил результаты референдума, сообщив, что за проект конституции, предложенный Александром Лукашенко, проголосовали 65,16% избирателей, против — 10,07%.

При этом говорить о том, что кампания прошла в соответствии с планами властей, не приходится. Правозащитникам известны имена 544 человек, задержанных по стране, МВД заявляет о 800 задержанных и возбуждении уголовного дела «по фактам призывов граждан к совершению действий, грубо нарушающих общественный порядок, организации массовых несанкционированных акций».

—  То, что не меньше 800 человек каким-то образом выразили свой протест — это беспрецедентно, учитывая то, какое давление было на всех активистов, на независимые СМИ в последний год, — отметил в экспресс-комментарии «Салідарнасці» политолог, директор института «Палітычная сфера» Андрей Казакевич.

Фото Радыё Св*бода

По мнению эксперта, события в Украине стали для белорусов дополнительным триггером: «Беларусь фактически впервые в истории стала страной-агрессором — по крайней мере, страной, которая оказывает военно-техническую помощь в нападении Россию на Украины».

Напомним: из обновленной Конституции, которая начнет действовать через 10 дней, исчезло упоминание о нейтральном статусе Беларуси. Но ведь в статье 18 пункт о неиспользовании территории для возможной атаки на другие государства сохранился?

— В новой редакции формулировка такова, что территория Беларуси не может быть использована для агрессии в отношении другого государства, — уточняет эксперт. («Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств» — С). — Если бы было прописано недопущение атаки или военных операций против третьего государства, с которым Беларусь не воюет, и тому подобное, то это было бы более точное определение.

А так всегда можно сказать, что Россия осуществляет не агрессию, а «военную операцию» или еще нечто подобное, и таким образом уйти от этого вопроса. Собственно, формулировка и была составлена таким образом, чтобы не связывать руки белорусским властям, и ее всегда можно было интерпретировать, как им удобно.

При этом, напоминает политолог, агрессия как таковая, для Беларуси вообще запрещена международно-правовыми нормами — в соответствии с Уставом ООН и другими международными документами, Беларусь не может выступать агрессором в отношении других государств, поэтому исправленная формулировка в Конституции не имеет серьезного юридического смысла.

Но помешает ли это белорусскому режиму в очередной раз нарушить собственные обещания и законы?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(51)