Филин

Виктория Захарова

Карбалевич: «В тоталитарном режиме все, кто думает иначе, чем власть — враги, со всеми вытекающими отсюда последствиями»

Филин обсудил с политологом, к чему приведет борьба властей с фейками, миновал ли пик репрессий в отношении журналистов и как белорусы перешли от Оруэлла к Кафке.

Пресс-служба белорусского правителя сообщила о формировании «информационного спецназа». Решение об этом, по всей видимости, было принято на совещании по вопросу совершенствования информационной политики, куда не позвали ни единого представителя госСМИ или министерства информации, зато присутствовали пятеро генералов.

Лукашенко, смешав воедино бога, журналистику и «пропагандистов в хорошем смысле слова», призвал усилить работу по борьбе с фейками и заявил своему пулу журналистов, что именно они будут на острие этой самой борьбы.

Пока непонятно, какое ведомство будет курировать «инфоспецназ» и кто в него войдет. Но белорусы уже наблюдали прежде, как после пасквилей в государственных СМИ и провластных блогов закрывали художественные выставки, увольняли преподавателей ВУЗов, обвиняли без суда врачей и задерживали издателей… К чему приведет еще большее развязывание рук пропагандистам? Ждать ли ужесточения законодательства по примеру РФ — введения уголовной ответственности «за фейки» о работе госорганов, армии и т.п.?

— О содержании нового концепта можно было судить еще по составу участников совещания, где обсуждался вопрос о том, как с помощью политических репрессий задушить независимые, альтернативные СМИ и каким образом закрыть для белорусских граждан возможность пользоваться альтернативными источниками, — отметил в интервью Филину политолог Валерий Карбалевич.

Думаю, в этом плане и были приняты какие-то политические решения: еще больше усилить репрессии, еще больше людей «закрыть», посадить и так далее.

Не знаю, будет ли ужесточено законодательство или усиление репрессий произойдет безо всяких изменений в законодательстве — по большому счету, это не имеет значения. Но то, что развитие событий движется именно в этом направлении, для меня несомненно.

В Беларуси происходит эволюция авторитарного режима в тоталитарный. А в тоталитарном режиме инакомыслие считается враждебным действием, и все, кто думает иначе, чем власть — враги, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В какой форме это будет выражаться, не так уж важно.

Сегодня в Беларуси, напоминает эксперт, есть пункт, предусматривающий ответственность за дискредитацию Республики Беларусь (статья 369-1, была существенно изменена год назад, а наказание по ней ужесточили до 4 лет лишения свободы — Ф.).

— Представляете, какой тут простор для творчества? — говорит Валерий Карбалевич. — К уголовной ответственности может привести любая критика любого представителя власти — не то что участкового, а сантехника из ЖЭСа, — поскольку это можно рассматривать как дискредитацию Республики Беларусь…

Июнь 2022-го — месяц судов над белорусскими независимыми журналистами, в этом месяце начинаются целых пять процессов по уголовным делам, а нашим коллегами инкриминируют злодеяния от «участия в протестах» до «измены государству». Хороших новостей, увы, ожидать не приходится. Пройден ли пик репрессий в отношении журналистов?

— Последние тенденции говорят о том, что тюремные сроки только увеличиваются, сегодня уже не ограничиваются 1-1,5 годами, а дают блогерам свыше 10 лет колонии. Думаю, этот тренд продолжится, и никаких вариантов смягчения я не вижу, — отмечает собеседник Филина.

Беларусь, очевидно, все больше погружается в альтернативную реальность не только Оруэлла, но и Бредбери: суды за мыслепреступления, тотальное уничтожение «неправильной» информации и СМИ уже не выглядят чем-то невозможным. Сохранились ли в отношении власти к независимым медиа некие «красные линии», или ни моральных, ни правовых границ и рамок больше нет?

— Мы уже и не в Оруэлле, и не в Бредбери, а, по-моему, в Кафке, — говорит политолог. — И в этом смысле никаких «красных линий» нет. Думаю, развитие событий будет идти именно по пути тоталитаризации общества и государства.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(38)