Филин

Яна Соколова

Карбалевич: «Не ожидаю какого-то серьезного конфликта на белорусско-украинской границе в ближайшее время»

Политолог в интервью Филину — о том, что стоит за проверкой боеготовности в Беларуси.

Внезапную проверку боеготовности Лукашенко проводит по просьбе Москвы. Ее цель — удерживать на северном направлении украинские силы, считает советник руководителя Офиса президента Украины Алексей Арестович.

Он отметил, что на такую угрозу нельзя не реагировать, тем более что вокруг нее раздута информационная истерика. По мнению Арестовича, «вечная белорусская истерика» станет одним из «мемов, нарративов этой войны».

— Во-первых, это не первая проверка боеготовности. Они были и раньше, — комментирует в интервью «Филину» Валерий Карбалевич. — Они проводятся регулярно в этом году, поэтому ничего тут нового фактически нет.

Валерий Карбалевич

Кроме того, это проверка готовности проводится в рамках других процессов: все той же милитаристской риторики из уст высших государственных лиц; в рамках процесса, который СМИ окрестили как скрытая мобилизация (то есть проверка учета военнообязанных, вызов их в военкоматы, сверка адресов и прочего); в формировании какой-то территориальной обороны.

Потом Лукашенко говорил про народное ополчение, заявлял, что в случае войны надо быть готовым мобилизовать и лесников, и охотников, и рыболовов. Постоянные учения, проверка готовности и так далее... Я бы рассматривал все эти процессы в совокупности, а не только отдельно проверку.

Их задачи Арестович правильно оценил: это и держать в напряжении украинские вооруженные силы, отвлекая их от Донбасса, и демонстрация России, что мы тут на страже, готовы поддержать, подставить плечо, особенно если с Запада натовские орды ринутся на Москву.

Поэтому это и мобилизация внутри страны, то есть формирование модели осажденной крепости, когда и вовне, и внутри враги и надо мобилизовать и своих сторонников, и госаппарат. Отсюда все эти разговоры про укрепление дисциплины и силовые структуры.

Также это оправдывает политические репрессии — дескать, когда военное положение, то существование «пятой колонны» внутри страны это ненормально, поэтому их надо всех, как Лукашенко говорил, «вырезать мерзавцев». Эта мобилизация несколько функций одновременно выполняет, поэтому она такая перманентная, фактически без перерыва идет.

— По мнению Арестовича, максимум, на что белорусские вооруженные силы могут сподобиться — некая провокация на границе: «Обстреляют, чуть-чуть-двинутся и тут же уйдут — что-то такое, и то сомневаюсь».

Как вы считаете, возможны ли провокации на границе с белорусской стороны?

— Насчет провокаций ничего не могу сказать, а вот по поводу вероятности наступления белорусских вооруженных сил на Украину — она невысокая, как и невысокая вероятность наступления российских вооруженных сил с территории Беларуси. Пока не видно подготовки к повторению того сухопутного похода на Киев, как это было в начале войны в феврале.

И самое главное, что украинское и военное, и политическое руководство пока не наблюдает формирования или подготовки такого наступления. Мне кажется, что это важно. Более того, в последнее время с территории Беларуси перестали обстреливать украинскую территорию, это тоже важно упомянуть. Я не ожидаю какого-то серьезного конфликта на белорусско-украинской границе в ближайшее время.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(9)